Дренирующий грунт: Классификация и строительные свойства грунтов

Содержание

Не найдено %25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25Bc %25D0%25Bd%25D1%2583%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25Bd %25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25Bd%25D1%258C %25D0%25B8 %25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25B8%25D0%25B9 %25D1%2581%25D0%25Be%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25B2%25D1%258B %25D0%25B4%25D1%2580

Ошибка 404 — Не найдено

ООО «Порт Переборы» – это современное, динамически развивающееся предприятие. Мы дорожим нашими клиентами и готовы предложить им максимально выгодные условия, потому что у нас есть такая возможность. Мы располагаем причалом, флотом, современным бетонным заводом и специалистами, делающими все, чтобы любой наш клиент остался доволен.

Компания имеет в своем распоряжении современный автоматизированный завод Meka MekaMix 60 производительностью до 60 м3/ч товарного бетона или раствора, а так же собственную лабораторию, аттестованную в Ярославском ЦСМ.

Главные наши приоритеты – качество по доступной цене! И наша компания готова Вам это предоставить. Так же готовы предложить бетон с определенными заданными свойствами (пластичность, морозостойкость, водонепроницаемость и т.д.)

Мы понимаем, что качество бетона и раствора – это то, за что нас выбирают наши клиенты. Мы не можем себе позволить, чтобы наши клиенты были разочарованы. Поэтому наша компания имеет собственную, аттестованную в Ярославском ЦСМ лабораторию, которая работает каждый день. Мы не «прикрываемся» договорами со сторонними лабораториями, так любой разбирающийся клиент понимает, что данная схема не обеспечивает должного контроля качества выпускаемой продукции. Мы готовы провести любые строительные испытания в рамках аттестации нашей лаборатории.

Учитывая то, что в состав бетона и раствора входят инертные материалы, которые мы сами добываем и поставляем напрямую с карьеров собственным флотом, мы можем предложить качественную продукцию, сделанную на современном заводе, по минимальной рыночной цене в регионе. Наличие собственного парка автобетоносмесителей вместимостью 9 м3 позволяет не зависеть от автотранспортных предприятий и позволяет нам производить непрерывную заливку в любом районе города Рыбинска и Рыбинского района.

Так же, наша группа компаний предлагает следующий спектр поставок инертных материалов: Водные поставки речного песка в пределах Ярославской, Вологодской, Тверской и северной части Московской областей судами г/п от 2000 до 7000 тонн. Поставка шлаковой продукции ОАО «Северсталь» щебней доменных и сталеплавильных различных фракций по внутренним водным путям Европейского центра РФ судами г/п от 2000 до 7000 тонн. Поставка с гранитных карьеров Карелии (в акватории Ладожского Онежского озер) гранитного щебня различных фракций по внутренним водным путям Европейской части РФ судами класса «М» г/п от 2000 до 3270 тонн. Поставка на самовывоз и автотранспортом компании с грузового Порта Переборы.

Устройство дополнительных слоев оснований дорожной одежды

Дополнительный слой основания, наряду с передачей нагрузок на земляное полотно, выполняет функции морозозащитного или дренирующего слоя.

Такая форма устройства позволяет дорожной одежде противостоять переувлажнению и хорошо сопротивляться сдвигу.

Если в процессе проектирования принято решение о необходимости дополнительных слоев из минеральных материалов и грунтов, укрепленных вяжущими, то они должны иметь высокую сопротивляемость растяжению при изгибе.

Дополнительные слои классифицируют, как подстилающие и дренирующие. В зависимости от климатических и гидрологических условий указанные функции могут совмещаться.

Подстилающие слои имеют своей основной функцией увеличение прочности и морозостойкости дорожной одежды. Для определения толщины таких слоев исходят из условия обеспечения требуемой прочности всей конструкции дорожной одежды. Если есть необходимость использовать подстилающий слой одновременно в качестве дренирующего, тогда его выполняют на всю ширину земляного полотна.

Дренирующие слои имеют обширную историю применения в России (впервые стали применяться на дорогах в XIX веке при строительстве щебеночных и гравийных покрытий). Тогда под обочинами устраивали поперечные воронки, которые заполняли песком, для отвода воды из дренирующего слоя.

В современных условиях дренирующий слой устраивают по типу объемного поглотителя (рис. 1) или на всю ширину земляного полотна

(рис. 2).

Рис. 1. Дренирующий слой по типу объемного поглотителя:

1 – покрытие; 2 – основание; 3 – дренирующий слой;

4 – капиллярная вода; 5 – растительный грунт

Рис. 2. Дренирующий слой на всю ширину земляного полотна:

1 –укрепленные обочины; 2 – основание; 3 – покрытие;

4 – дренирующий слой; 5 – растительный грунт; 6 – капиллярная вода

Дренирующий слой по принципу объемного поглощения строят в ситуации, если вода, которая будет попадать в слой, сможет разместиться в его порах в полном объеме.

В таком случае выпуска из этих слоев не делается, слои располагают только под дорожной одеждой. При повышении атмосферной температуры вода просачивается к грунтовым водам. Вода в дренирующем слое с некоторым запасом его по толщине на высоту капиллярного поднятия не оказывает вредного воздействия на дорожную одежду.

Для снижения толщины дренирующего слоя и обеспечения выхода воды из него целесообразно устраивать дренирующие слои на всю ширину земляного полотна. В этих случаях очень важно обеспечить земляному полотну требуемый поперечный уклон.

Наиболее распространенным материалом для дренирующих слоев является песок. Чем крупнее песок и меньше в нем пылевато-глинистых частиц, тем выше его фильтрующие и водоотводящие свойства. Для дренирующих слоев желательны пески с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут, гравий, шлак, щебень, которые обладают большой прочностью и коэффициентом фильтрации.

Крупнозернистые материалы особенно целесообразны, потому что имеют больший модуль упругости, чем песок, и слой из них может удовлетворять требованию подстилающего и теплоизолирующего слоев.

Строительство дренирующих слоев состоит из следующих рабочих операций: доставка материала автомобилями-самосвалами и высыпание его в кучи на земляное полотно; разравнивание материала автогрейдером путем круговых проходов после вывоза всего материала на захватку или бульдозером сразу же после доставки каждой его партии; увлажнение материала до оптимальной влажности и уплотнение пневмоколесными или комбинированными катками.

При уплотнении песчаных слоев следят за сохранением в материале оптимальной влажности. В жаркие солнечные дни расход воды увеличивают.

В настоящее время значительное распространение в дорожном строительстве получили рулонные геосинтетические материалы, такие как Дорнит, Typar и другие. При строительстве земляного полотна и дренирующих слоев их успешно применяют для ускорения отвода воды и уменьшения ее притока. При этом синтетический материал выполняет функции армирования, что позволяет снизить толщину дренирующего слоя.

Рис. 3 Укладка геосинтетического материала.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о значительном влиянии дополнительных слоев дорожной одежды на прочность и долговечность всех конструкций дорожной одежды. В связи с чем необходимо проведение тщательного контроля за качеством проводимого устройства и применяемого строительного материала при устройстве дополнительных слоев дорожных одежд как со стороны непосредственных исполнителей работы так и со стороны государственных контролирующих органов.

Так за первое полугодие 2017 года отделом ООГКСДО было проведено 45 обследований конструкций дополнительных слоев дорожных одежд на предмет установления соответствия свойств применённого материала и качества его устройства требованиям проектной и нормативной документации. Из них 40 обследованных конструкций выполнено из песчаного и 5 из крупнообломочного (щебеночного) материала.

По результатам испытаний, выполненных Лабораторией испытаний конструктивных слоев дородных одежд и грунтов выявлено 38 фактов несоответствия качества проведенных работ и использованного материала требованиям нормативной и проектной документации при устройстве дополнительных слоев дорожной одежды. Основным видом нарушений для песчаных конструкций песчаных конструкций явились недостаточные фильтрационные характеристики применяемого материала (основной причиной данного нарушения является значительное содержание пылевидных и глинистых частиц в используемом материале), для крупнообломочного материала главными явились нарушения зернового состава (в основном это применение материала несоответствующего проектным требованиям по его виду).

На основании вышесказанного можно сделать вывод о недостаточном качестве входного контроля при приемке поступающего строительного материала на объекте. Зачастую приемка материала осуществляется путем передачи паспорта на привезенный материал без подтверждения его свойств местной лабораторией, что приводит к использован некачественных материалов. Следовательно необходимо проведение еще более тщательного контроля на всех этапах устройства дополнительных слоев дорожных одежд (от приемки материала до подписания акта на скрытые работы)с целью повышения эксплуатационных показателей и долговечности всех слоев дорожной одежды.

Литература

1. Шестоперов С.В. Дорожно-строительные материалы. Ч. 1. Учебник для вузов. М. : «Высшая школа», 1976. – 256 с.

2. Ольховиков В.М. Строительство дорожных оснований: Учебное пособие – М. : ООО «Техполиграфцентр», 2008. – 55 с.

3. Справочник дорожных терминов / Под ред. д-ра техн. наук проф. В. В. Ушакова. – М. : «ЭКОН – ИНФОРМ», 2005. – 256 с.

4. http://www.archplatforma.ru/index.php?act=2&stchng=1&tgid=108&stchng=2&stchng=1&stchng=2&stchng=1&stchng=2

5. Строительство автомобильных дорог: учебник / коллектив авторов; под ред. В.В. Ушакова и В. М. Ольховикова. – М. : КНОРУС, 2013. – 576 с.

Материал подготовили:

Инженер Проказова Н.А.

Ведущий инженер-эксперт Разволяев М.А.

Устройство насыпей, работы по устройству насыпей, услуги от компании ДСК Капитал

При отсыпке насыпей применяемые для этой цели грунты должны обеспечивать устойчивость и прочность земляного сооружения. Без ограничений допускаются: галька, камень, гравий и песок с содержанием более 90% веса фракций крупнее 1 см, в т.ч. не менее половины фракций более 2,5 см; супеси, суглинки, тяжелые и легкие, и глины при естественной влажности их не более пределов, установленных проектом. Устройство насыпей должно производиться из грунтов однородного типа. При использовании, для устройства насыпей неоднородных грунтов необходимо соблюдение следующих условий:
—  поверхность слоя менее дренирующего грунта, который располагается под слоем более дренирующего грунта, обязательно должна иметь уклон к краям насыпи от ее оси не менее 4%;
—  необходимо также, чтобы поверхность слоя более дренирующего грунта, расположенного под слоями менее дренирующего грунта, была горизонтальной;
—  менее дренирующий грунт не должен прикрывать откосы более дренирующего грунта.


Устройство насыпей, то есть укладку грунта, уплотняемого после этого транспортом, необходимо производить горизонтальными слоями толщиной не больше 0,5-1,2 м. при транспортировке грунта скреперами и автомобилями.
При уплотнении грунта используют как прицепные катки, так и моторные, которые уплотняют грунт собственным весом; также применяют вибрационные и ударные машины.
Катки могут применяться легкие (весом до 5т.), средние (до 8т.) и тяжелые (от 10т. и более — до 30т.).
Необходимо соблюдать толщину трамбуемого слоя грунта при применении кулачковых легких катков примерно 20-25 см., а при использовании самых тяжелых катков — до 40-50 см. При трамбовании грунта постепенно увеличивают скорость движения транспорта и его вес.
Среди ударных механизмов, используемых для уплотнения насыпей, наиболее частое применение нашли трамбующие плиты, которые подвешивают на канате к стреле крана или экскаватора, и ударнотрамбующие самоходные машины.
Вес применяемых трамбующих плит должен составлять 1,5-4 т. , высота подъема плиты — в районе 1-2 м., а толщина утрамбовываемого слоя — 0,5-1 м.
Наиболее эффективными являются вибротрамбующие машины. Разработанная ВНИОМС самоходная вибротрамбующая машина уплотняет грунт из глины слоем до 100 см., супесчаный — до 150 см., песчаный — до 200 см.
Если производятся работы небольшого объема, где не является целесообразным применение уплотняющих машин, возможно использование ручных пневматически трамбовок типов ТР-2 (вес 4,5 кг. и 1500 ударов в минуту) и ТР-6 (вес 3,5 кг. и 1200 уд./мин.).

Устройство насыпей

Адрес:
127247, г. Москва, Дмитровское ш. дом 100, стр. 2
Телефон:
+7 (495) 641-61-69, +7 (926) 320-10-30

Технология устройства в дорожных конструкциях прослоек из геосинтетических материалов

В статье приведены конструктивные решения дорожных конструкций с применением под низкими насыпями, в нулевых местах и выемках прослоек из геотекстильных материалов, разделяющих вышележащие песчаные слои и основания из пылеватых или глинистых грунтов. В статье рассматривается технология устройства разделительных прослоек и укладываемых по ним песчаных слоев.

Проведенные в 2011 г. на строящихся автомобильных дорогах опытно-технологические работы подтолкнули автора к написанию данной статьи с целью доведения полученного производственного опыта до широкой аудитории читателей-дорожников, занимающихся проектированием и строительством автомобильных дорог.

Условия применения разделительных прослоек

Разделительные прослойки применяют в нижней части невысоких насыпей, в нулевых местах и выемках, когда нижележащие грунты основания являются водонепроницаемыми (пылеватые и глинистые грунты), а также когда существует опасность смешения нижнего слоя насыпи или подстилающего (дренирующего) слоя дорожной одежды с грунтом основания в результате его переувлажнения или (и) выпирания из-под насыпи недостаточно прочного (слабого) грунта основания.

Данные прослойки рекомендуется устраивать из нетканых упрочненных иглопробиванием или термоскреплением геотекстильных полотен, имеющих поверхностную плотность не менее 300 г/м2. Значение поверхностной плотности геотекстильного полотна следует принимать в зависимости от характера разделяемых грунтовых сред. При разделении пылеватых песков, глинистых грунтов (в том числе повышенной влажности и переувлажненных) и нижних слоев насыпей из песчаных грунтов, а также подстилающих дренирующих песчаных слоев дорожной одежды в выемках и нулевых местах рекомендуется использовать нетканые материалы с поверхностной плотностью 350-400 г/м2 и более.

Разрывная нагрузка геотекстильных материалов должна быть не менее 5 кН/м, относительное удлинение — 70 -120%.

Полотно должно обладать фильтрующей и дренирующей способностью, так как наряду с функциями разделения прослойка должна отводить воду, попавшую на нее сверху через обочины и покрытие дорожной одежды, а также способностью к паро- и капилляропрерыванию грунтовой воды. То есть разделительная прослойка должна становиться барьером на пути капиллярной влаги, поднимающейся в тонкозернистом грунте земляного полотна на участках с близким залеганием грунтовых вод, а также парообразной влаги на участках с глубоким залеганием грунтовых вод при наличии водонепроницаемых для атмосферных осадков покрытий.

Рис. 1. Разделительная прослойка под низкой насыпью

Наличие в дорожной конструкции такой прослойки исключает переувлажнение глинистого грунта земляного полотна водой от атмосферных осадков, а также ограждает верхнюю, наиболее напряженную, часть конструкции от переувлажнения водой, поступающей снизу. Применение такой прослойки позволяет снизить толщину песчаного дренирующего слоя.

Использование геотекстиля между глинистым (пылеватым) грунтом земляного полотна и дренирующим слоем предотвращает также загрязнение последнего. Свободная вода, отжатая под действием транспорта в дренирующий слой, не заиливает его, что повышает срок службы дренирующего слоя и морозостойкость дорожной конструкции. Вода, попадающая в зону расположения прослойки, выводится с ее помощью на откос, осушая при этом дорожную конструкцию.

При применении разделительной прослойки из геотекстильного полотна возможно достижение и армирующего эффекта. Армирующий эффект геотекстильной прослойки достигается, во-первых, за счет ее собственной прочности и сопротивляе-мости растягивающим усилиям, во-вторых, прослойка, работая совместно с грунтом, способствует перераспределению напряжений, обеспечивая передачу напряжений с более загруженных зон на соседние недогруженные участки.

Армирующая способность во многом зависит от начальной упругости геотекстиля. Высокая упругость прослойки обеспечивает при сравнительно небольших деформациях грунта появление и рост напряжений в плоскости прослойки, таким образом включаются мембранный и перераспределяющий механизмы взаимодействия ее с грунтом.

Вопрос о целесообразности и эффективности использования прослойки из геосинтетического материала при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте автомобильной дороги необходимо решать на основе технико-экономического сравнения традиционного и предлагаемого вариантов дорожных конструкций с обязательным учетом темпов производства работ, транспортных расходов, затрат на машины, механизмы и материалы, ожидаемых сроков службы дороги.

При этом следует учитывать получаемый в сопоставлении с традиционными решениями технический эффект, связанный с повышением надежности дорожных конструкций, качества строительства, долговечности, что не всегда может быть точно оценено. При строительстве и ремонте автомобильных дорог, особенно высоких технических категорий, а также в сложных погодно-климатических и грунтово-гидрологических условиях наличие такого эффекта при его надлежащем техническом обосновании может оказаться более существенным с точки зрения работоспособности и транспортно-эксплуатационных качеств дорожной конструкции, чем получение единовременной экономии средств по другим из сопоставляемых вариантов.

Варианты возможного применения разделительных прослоек из геотекстильных материалов рассмотрим на следующих примерах.

На рис. 1 приведена схема устройства разделительной прослойки под насыпью на основании из глинистого (пылеватого) грунта с малой несущей способностью. Материал прослойки в этом случае укладывают поперечными полосами с перекрытием 30-50 см и выводят за пределы подошвы насыпи с запасом 0,5-1 м в каждую сторону. Сверху отсыпают слой песчаного грунта с коэффициентом фильтрации не менее 0,5 м/сут толщиной не менее 0,5 м. Поверхность слоя планируют под двускатный профиль с уклоном не менее 30%.

Разделительная прослойка в нижней части насыпи может быть устроена в виде обоймы (замкнутой или разомкнутой), когда концы полотен геотекстиля после устройства нижнего слоя заворачивают на его поверхность. При устройстве замкнутой обоймы концы полотна укладывают на поверхность слоя с перекрытием не менее 0,3 м и крепят к слою анкерами (рис. 2).

При устройстве разделительных прослоек в виде обойм в качестве материалов прослоек могут применяться как нетканые, так и тканые геотекстильные полотна.

 

Рис. 2. Устройство разделительной прослойки с замкнутой обоймой из тканого геотекстильного полотна (автомобильная дорога «Обход территории Национального парка «Беловежская пуща»)

Устройство разделительной прослойки

На рис. 3 приведена конструкция дорожной одежды с разделительной прослойкой из геотекстильного полотна, укладываемой под дренирующим слоем на глинистое грунтовое основание в выемках при строительстве автомобильной дороги «Юго- восточный обход г. Островец» с выходом на автомобильную дорогу М-7 Минск — Ошмяны — граница Литовcкой Республики. Поверхности грунтового основания придается двускатный профиль с поперечным уклоном 30%. Геотекстильная прослойка устраивается на всю ширину земляного полотна с выводом на откосы по 0,5 м с каждой стороны.

При выполнении опытно-технологических работ на данной дороге отрабатывали технологию устройства разделительной прослойки, укладываемой продольными и поперечными полосами. Для выполнения опытно-технологических работ было использовано полотно иглопробивное геотекстильное для транспортного строительства из полипропиленовых волокон термо-упрочненное III типа по стб 1104-98. Поверхностная плотность полотна составляла 370 г/м2, ширина — 530 см, длина полотна в рулоне — 120м.

Рис. 3. Дорожная конструкция с разделительной прослойкой из геотекстиля, укладывае­мой на глинистое грунтовое основание, в выемке: 1 — глинистый грунт основания; 2 — геотекстильная прослойка; 3 — песчаный дренирующий слой; 4 — обочина; 5 — основание дорожной одежды; 6 – покрытие

Перед устройством прослойки продольными полосами рулоны полотна раскладывали в линию по ширине земляного полотна перпендикулярно его оси таким образом, чтобы обеспечивалось перекрытие краевых частей смежных полотен геотекстиля не менее чем на 0,3 м и выпуск полотна на откосы по 0,5 м с каждой стороны (рис. 4).

После раскатки первых метров торцевую часть полотен закрепляли на поверхности грунтового основания металлическими скобами (рис. 5а). На откосах земляного полотна геотекстильное полотно крепили деревянными колышками, забиваемыми с шагом 1-2 м по краю полотен (рис. 56).

Укладку геотекстильной прослойки выполняли путем раскатки рулонов в продольном направлении относительно оси дороги. Раскатку рулонов и крепление полотен геотекстиля осуществляли вручную звеном из пяти дорожных рабочих. Отдельные по-лотна укладывали с перекрытием их краев, начиная раскатку рулонов от бровок земляного полотна по направлению к оси (рис. 8).

Дальнейшую раскатку рулонов выполняли с периодическим (через 10- 15 м) выравниванием полотна и небольшим продольным его натяжением, без образования складок. Крепление материала прослойки к грунтовому основанию по мере раскатки рулонов осуществляли деревянными колышками по линии перекрытия полотен через 3-5 м (рис. 8).

При проведении опытно-техноло- гических работ отрабатывалась также технология укладки прослойки геотекстильного полотна поперечными полосами (рис. 9). Работы выполнялись в следующей последовательности.

От полотна в рулоне отрезали куски, длина которых соответствовала ширине земляного полотна с запасом на выпуски полотна на откосы (по 0,5 м). Отрезок полотна складывали вдвое по его длине, оставляя открытой кромку геотекстильного полотна содной стороны шириной 0,3-0,4 м. Разложив материал перпендикулярно оси земляного полотна с перекрытием ранее уложенной полосы на 0,3 м, крепили уложенную полосу к грунтовому основанию деревянными колышками или металлическими скобами по линии перекрытия полотен, отгибали сложенную часть полотна в один слой и временно пригружали его по свободной кромке булыжниками или комьями глинистого грунта для того, чтобы исключить попадание воздушных масс под полотно и его поднятие над грунтовой поверхностью, а также предотвратить смещение полосы материала в результате сильных воздействий ветра.

Рис. 5. Закрепление полотен геотекстиля металлическими скобами на начальном участке полотна по ширине земляного полотна (а) и деревянными колышками на откосе (б)

Последующий кусок полотна геотекстиля укладывали с перекрытием предыдущего, величина перекрытия также составляла не менее 0,3 м.

Направление перекрытия полотен вдоль оси земляного полотна назначали с учетом направления движения грунтовой воды в дренирующем слое, то есть с учетом уклона продольного профиля дороги на опытном участке. Вода, движущаяся под уклон по прослойке, не должна попадать под нее и увлажнять глинистый грунт земляного полотна.

При сильном ветре укладку поперечных полос целесообразно вести путем раскатки рулонов в поперечном направлении с одновременным креплением полос к основанию колышками или скобами.

Крепление материала прослойки к грунтовому основанию при его поперечной раскладке также осуществляли по линиям перекрытия полотен деревянными колышками, забиваемыми в грунтовое основание с шагом 1,0-1,5 м. Данные операции по раскладке и креплению повторяли для каждой полосы материала, укладываемой в поперечном направлении.

Поперечную раскладку рекомендуется начинать с низовой стороны земляного полотна по продольному профилю.

Устройство песчаного дренирующего слоя

Для выполнения работ по устройству дренирующего слоя дорожной одежды по уложенной разделительной прослойке из геотекстильного полотна использовали следующий набор машин и механизмов:

• экскаватор с ковшом «обратная лопата» для погрузки песка из штабеля в автомобили-самосвалы;

автомобили-самосвалы для транспортировки песка к месту укладки в дренирующий слой;

• бульдозер для распределения (разравнивания) песка по геотекстильной прослойке;

• автогрейдер для окончательной планировки поверхности дренирующего слоя;

• вибрационный каток для уплотнения песчаного дренирующего слоя. Отсыпку на уложенную прослойку

песка вышележащего дренирующего слоя осуществляли по способу «от себя». Работы по отсыпке начинали с верхней точки продольного профиля на опытном участке.

Рис. 6. Продольная раскладка полотен геотекстиля с перекрытием и креплением их деревянными колышками

Рис. 7. Разделительная прослойка из геотекстиля, уложенная поперечными полосами

Рис. 8. Отсыпка песка дренирующего слоя на геотекстильную прослойку по способу «от себя»

Присыпали начальный участок прослойки по всей ее ширине песком дренирующего слоя, доставку которого из штабеля осуществляли автомобилями-самосвалами, выгружая его по краю уложенной прослойки.

Одновременно с отсыпкой производили распределение(разравнивание) материала поэтапно за несколько проходов бульдозера с последовательной срезкой и надвижкой доставленного материала на прослойку (рис. 8). Первоначально толщина отсыпаемого слоя песка в рыхлом состоянии составляла 0,20-0,25 м. Окончательную планировку слоя осуществляли автогрейдером.

Отсыпать дренирующий слой сразу на проектную толщину (40 см в плотном теле) и выполнять уплотнение слоя до проектной плотности не представлялось возможным, так как подачу песка дренирующего слоя выполняли по способу «от себя», а по неуплотненному слою невозможен был проезд груженых автомашин. Поэтому отсыпку песчаного дренирующего слоя производили в два этапа.

Уплотнение песка нижней части дренирующего слоя осуществляли вибрационным катком массой 15 тонн без включения вибратора (рис. 8). Работа катка с включенным вибратором велась только при окончательном уплотнении дренирующего слоя при отсыпке его на проектную толщину.

По мере отсыпки и разравнивания песка дренирующего слоя подачу материала из штабеля осуществляли автомобилями-самосвалами, которые заезжали задним ходом на отсыпанный слой и выгружали песок по его краю.

Заключение

По результатам проведенных опытно-технологических работ можно сделать следующие выводы.

Укладку разделительных прослоек можно производить продольными и поперечными полосами. С целью экономии средств при продольной раскладке следует учитывать необходимую ширину полотна в рулоне исходя из требуемой величины перекрытия смежных полотен (не менее 0,3 м), их количества, ширины прослойки, величины выпусков полотна на откосы или за пределы земляного полотна. Продольная раскладка рекомендуется при устойчивом грунтовом основании. В этом случае крепление геотекстиля можно осуществлять деревянными колышками.

При укладке прослойки на основание из переувлажненного глинистого грунта укладку геотекстиля следует производить поперечными полосами с перекрытием смежных полотен на 0,3-0,5 м. В этом случае крепление полотен осуществляют ме-таллическими анкерами или скобами.

Разделительная прослойка должна укладываться с поперечным уклоном не менее 30%.

Для устройства прослоек используют нетканые геотекстильные полотна: обычные, термоупрочненные или термоскрепленные. Для устройства прослойки на неустойчивом грунтовом основании с образованием поверх вышележащего слоя замкнутой обоймы могут применяться и высокопрочные тканые геотекстильные полотна. При устройстве замкнутой или разомкнутой обоймы геотекстильный материал, выведенный за пределы подошвы укладываемого слоя на время его отсыпки и уплотнения, должен быть свернут в виде рулонов, которые должны храниться на сухом грунте и быть защищены от прямого солнечного облучения. В случае если они завернуты в материал, непроницаемый для ультрафиолетового излучения, необходимость в какой-либо защите

от солнечного света отпадает.

Перед отсыпкой грунта проверяют качество уложенной прослойки путем визуального осмотра и фиксации сплошности, величины перекрытия, качества стыковки полотен. Также визуально оценивают качество самого геотекстильного материала. По результатам осмотра составляют акт на скрытые работы, где приводят результаты осмотра, указывают данные о поставщике и характеристики материала, указанные в паспорте на партию или на этикетках рулонов, а также данные, полученные при приемке полотна (прежде всего массу 1 м2 и ширину полотна). В случае несоответствия фактических данных, приведенным в паспорте, на этикетке или общим требованиям производство работ следует приостановить и провести контрольные испытания образцов геотекстильного полотна.

Отсыпку на прослойку материала вышележащего слоя необходимо вести с таким расчетом, чтобы открытый геотекстильный материал находился под действием солнечного света не более 5 часов.

Отсыпку материала на разделительную прослойку ведут по способу «от себя» без заезда занятых на строительстве машин и механизмов на открытое полотно. Толщина отсыпаемого слоя в плотном теле должна быть при устройстве прослойки из геотекстильного материала на слабом основании не менее 20 см при разовом пропуске транспорта, на устойчивом основании — не менее 15 см.

Разравнивание отсыпаемого непосредственно на прослойку материала ведут бульдозером с последовательной срезкой и надвижкой его не менее чем за три прохода. Планировку поверхности уложенного слоя выполняют автогрейдером.

Уплотнение отсыпанного по прослойке слоя начинают легкими катками и выполняют от середины к краям насыпи. Окончательное уплотнение выполняют тяжелыми катками на пневматических шинах или вибрационными катками.

В. В. Штабинский, к. т. н., БелдорНИИ

Материал из журнала «Мир Дорог» №67

Дренаж почвы – обзор

Мониторинг и оценка

Использование солоноватой и соленой воды для орошения может быть успешным для многих культур, но существует неопределенность в отношении долгосрочного воздействия этих методов орошения на физическое и химическое качество почвы. Эти эффекты во многом зависят от химических и физических характеристик почвы, климата, возможности промывки естественным дождем или использования для промывки качественной воды. Большую озабоченность вызывает снижение способности инфильтрации воды.Это особенно важно там, где практикуется повторное использование на слабоструктурированных грунтах и ​​дренажные воды имеют SAR>15 (ммоль л −1 ) ½ . Однако возможности прогнозировать изменения инфильтрации и проницаемости почвы все еще недостаточны.

Долгосрочное воздействие на засоление почвы часто рассматривается с помощью имитационных моделей (Minhas et al. , 2006; Oster et al. , 2012). Однако имеющиеся знания все еще ограничены. Изменчивость почвы в пространстве и изменчивость орошения как во времени, так и в пространстве создают большую неопределенность в прогнозах.Засоление почвы при циклической стратегии внесения будет больше колебаться как в пространстве, так и во времени, чем при использовании стратегии смешивания. Прогнозировать или предвидеть реакцию растений и воздействие на почву будет сложнее, если используется циклическое применение. Однако должны быть выбраны стратегии управления, которые удерживают средний уровень засоленности корневой зоны в допустимых пределах.

Другая причина неопределенности связана с такими элементами, как бор и хлорид, содержащиеся в дренажных водах, которые могут оказывать более долгосрочное вредное воздействие, чем соленость.Кроме того, повторное использование дренажных вод представляет собой долгосрочную проблему, связанную с возможностью накопления тяжелых металлов в растениях и почвах. Эти металлы могут быть токсичными для людей и животных, потребляющих урожай. Тем не менее возможности использования моделей прогнозирования для оценки долгосрочных последствий ограничены.

Мониторинг засоления почвы, выщелачивания и адекватности дренажа, таким образом, имеет первостепенное значение для оценки долгосрочных последствий использования соленых вод, грунтовых или дренажных (Shahid et al., 2013). Мониторинг и оценка должны обращать внимание на:

Динамику солей по всему профилю почвы для обнаружения временных изменений уровней засоления, особенно для определения того, когда накопление солей неуклонно увеличивается.

Функционирование и характеристики дренажной системы, в том числе наблюдения за дренажными стоками и переносом солей с дренажными водами.

Эффективность орошения, главным образом, относительно равномерности распределения воды и фактически применяемых фракций промывки.

График орошения в отношении удовлетворения потребностей в орошении и промывке, а также связанные с этим ограничения, связанные с доставкой, или другие ограничения, которые могут помешать надлежащему управлению орошением.

Отбор проб EC e и EC iw по всей орошаемой площади для выявления проблемных зон, требующих специального управления водными ресурсами.

Отбор проб на наличие определенных ионов, которые могут присутствовать в поливной воде и которые могут оказывать токсическое воздействие или создавать риск для здоровья, например, тяжелые металлы.

Последующие воздействия от использования соленой воды, такие как изменения качества грунтовых вод, растительных экосистем, водно-болотных угодий или речной фауны и флоры.

Требуются новые подходы к лабораторным и полевым методам (например, Rhoades et al. , 1999; Wallender and Tanji, 2012). Методологии оценки воздействия на окружающую среду для проектов ирригации и дренажа также могут быть адаптированы для обследования и мониторинга территорий, где для орошения используется вода более низкого качества, такая как засоленные и сточные воды.

Решения почвенных проблем III. Дренаж

Проблема дренажа в яме для посадки деревьев. Проблема может быть решена установкой вертикального дренажа перед посадкой.

Дренаж — распространенная проблема по всей Юте. Сложные закономерности развития, переноса и отложения почвы привели к образованию чрезмерно дренированных почв с грубой структурой (песчаных или каменистых) и плохо дренированных почв с тонкой текстурой (с преобладанием ила и глины).Чрезмерно дренированные чаще встречаются на возвышенностях и уступах. Плохо дренированные почвы чаще встречаются на низких высотах и ​​в долинах. Уплотнение и расслоение почвы также могут ограничивать дренаж и представляют собой проблемы в районах новой застройки, где используется тяжелая строительная техника и для ландшафтного дизайна ввозятся новые почвы.

Чрезмерный дренаж может вызвать проблемы с ростом растений. Чрезмерный дренаж подвергает растения частому водному стрессу, если система орошения не приспособлена для частого полива, но небольшими порциями для поддержания влажной корневой зоны.Плохой дренаж подвергает растения постоянно влажной корневой системе, что может привести к усилению болезней корней, дефициту железа и другим проблемам роста.

Большинство проблем с дренажем можно определить, осмотрев почву перед посадкой. Чрезвычайно грубые или мелкозернистые почвы будут иметь проблемы с дренажем. Наличие уплотненных слоев почвы можно определить с помощью почвенного зонда, металлического стержня или лопаты. Скопление воды, например, в низине ландшафта или в посадочной яме, также указывает на проблемы с дренажем.В идеале вода должна стекать из посадочной ямы в течение 24 часов.

Жизнь с проблемой дренажа почвы

Некоторые растения приспособлены к чрезмерному дренажу. Это типично пустынные виды, которые переносят длительные периоды засухи. Другие растения приспосабливаются к условиям плохо дренированной почвы. Виды, обычно встречающиеся на заболоченных участках или в районах с высоким уровнем грунтовых вод, могут переносить такие условия. В таблице 1 перечислены распространенные ландшафтные растения и их требования к дренажу почвы.

Переменный дренаж почвы

Для изменения дренажа почвы можно использовать следующие культурные и управленческие методы:

  • Удобрение почвы органическими веществами. Органические вещества повсеместно улучшают водоудерживающую способность чрезмерно дренированных песчаных почв и улучшают дренаж мелкозернистых почв. Вносите органические вещества как можно глубже или рассмотрите возможность двойной перекопки, чтобы увеличить глубину внесения органических веществ.
  • Установить подземные водостоки из плитки. Дренаж для плитки представляет собой отрезок перфорированной пластиковой трубы, закопанной на глубину от 12 до 18 дюймов под поверхность почвы. Излишняя почвенная вода поступает в трубу и отводится в открытый ров или желоб из корневой зоны растений. Многие магазины товаров для дома продают стоки для плитки. Производителей также можно найти в Интернете.
  • Установите вертикальные дренажи в посадочные ямы. Вертикальный дренаж или «сухой колодец» представляет собой яму диаметром от 4 до 6 дюймов и глубиной от 3 до 5 футов, выкопанную на дне ямы для посадки дерева или кустарника.Для выкапывания ямы можно использовать бур с ковшом для почвы или копатель ямы. Отверстие заполняется крупным гравием, чтобы обеспечить сток для воды, которая в противном случае могла бы скапливаться на дне посадочной площадки.
  • Соорудите приподнятые (для плохого дренажа) или заглубленные (для чрезмерного дренажа) грядки. Приподнятые грядки или посадка на холмах или уступах поднимают часть корневой системы растений над родной, плохо дренированной почвой. Грядки высотой от 8 до 12 дюймов подходят для многих садовых растений, в то время как холмы или уступы высотой от 2 до 3 футов лучше подходят для древесных растений.Заглубленные грядки направляют больше воды растениям, растущим в чрезмерно дренированных условиях.
  • Смесь слоистых грунтов. Там, где новая почва помещается поверх существующей почвы, сначала поместите слой новой почвы толщиной от 2 до 3 дюймов, тщательно перемешайте с существующей почвой и поместите оставшуюся часть новой почвы поверх.

Авторы

Майкл Джонсон, Агент по расширению округа Гранд и Рич Кениг, Специалист по расширению почвы

Связанные исследования

Решения почвенных проблем I.

Высокая засоленность (растворимые соли)

Засоленность – это мера общего количества растворимых солей в почве. По мере увеличения уровня растворимой соли растениям становится все труднее извлекать воду из почвы. Некоторые растения более устойчивы, чем другие, но поскольку уровень соли превышает их способность

Решения почвенных проблем II. Высокий pH

Большинство почв в Юте щелочные со средним pH 8.0. Щелочные почвы в штате Юта являются продуктом щелочных исходных материалов, из которых они образовались, и тысячелетнего развития в засушливой (мало осадков) среде.