Как устроен туалет: устройство общее и сливное, инструкция по функционированию, вакуумный унитаз, хитрости – принцип работы и основы ремонта

Содержание

Туалет самолёта — Википедия

Туалет самолёта — санитарно-гигиенический блок, находящийся на борту воздушного судна. Применяется на пассажирских самолётах, совершающих длительный воздушный полёт.

В самолёте, как правило, имеется система водоснабжения и система удаления отбросов (канализация).

Система водоснабжения[править | править код]

Система водоснабжения[1] заправляется питьевой водой перед вылетом в специальный бак чистой воды[Комм 1]. Заправленная в водяной бак вода под давлением, создаваемом в баке воздушными компрессорами, распределяется по потребителям.

Обычно вода используется для питья пассажиров (как правило, после кипячения в специальных кипятильниках), в умывальниках, а также (на некоторых типах самолётов[Комм 2]) для смыва унитаза после каждого нажатия на кнопку.

Иногда для унитаза имеется свой отдельный запас воды[Комм 3].

Система удаления отбросов[править | править код]

На разных типах самолётов система удаления твёрдых отбросов имеет разные принципы работы[1]:

Так, на одних отбросы смываются водой, после чего все сливаемые продукты попадают в специальный сливной бак[Комм 4], где груз хранится и накапливается весь полёт.

Иногда отбросы из унитаза засасываются в специальный бак с помощью вакуума, после чего остатки смываются относительно небольшим количеством воды.[Комм 2]

Существуют системы канализации замкнутого типа[Комм 5], работающие по принципу рециркуляции жидкости для смыва унитаза, которая первоначально берётся из отдельного бака, заправляемого перед вылетом. В полёте после смыва отходы фильтруются, а отфильтрованная жидкость направляется на повторный смыв унитаза. При этом в бак добавляются химикаты для обеззараживания и дезодорирования жидкости.

После посадки самолёта все нечистоты, как отфильтрованные, так и жидкие, сливаются с помощью отсоса в бак ассенизационной машины, и вывозятся. При необходимости эта же машина заправляет бак свежей хим. жидкостью через заправочный штуцер на панели обслуживания туалетов.

На самолетах, разработанных до середины 1960-х годов применялись и открытые системы удаления отбросов, когда фановая труба унитаза, снабженная клапаном просто выходила за борт. Такие туалеты были, например, на Ил-14 и DC-7.

На высотных самолетах для исключения разгерметизации салона на фановой трубе устанавливался двухклапанный шлюз. По такой схеме работали туалеты на Ту-104 и ранних модификациях Ил-18. Показанный в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» эпизод как смытый в туалет паспорт прилипает снаружи к иллюминатору мог бы гипотетически произойти на Ту-104, но герои летели на Ту-134, где установлена уже закрытая система удаления отбросов.

В разных самолётах различное местоположение и количество кабинок:

  • В Боинге-747 11 туалетов: по два в начале и в конце салона самолёта, четыре в середине салона, а три туалета — на второй палубе;
  • В Боинге-767 5 туалетов: один — в начале бизнес-класса, два — между бизнес- и экономклассами, два — в середине экономкласса.
  • В самолётах Ту-154, А-320, Як-42 и Боинге-737 три туалета: один находится при входе в лайнер, два — в хвосте;
  • В небольших самолётах типа Як-40, ATR-72, CRJ200 устанавливается только один туалет, обычно, в хвостовой части.

В зависимости от года выпуска, авиакомпании и модели самолёта количество туалетов и их расположение может меняться.

На борту воздушного судна в целях безопасности[1]:

  • Запрещено пользование туалетом во время взлёта и посадки
  • Перед нажатием кнопки слива необходимо прикрывать крышку унитаза[Комм 6]
  • Туалетную бумагу, а, особенно, подгузники и прокладки следует выкидывать в специальные урны
  • Нельзя курить и пользоваться опасными и дымовыделяющими продуктами, поскольку это вызывает срабатывание сигнала тревоги системы обнаружения дыма в самолёте
Унитаз самолёта Ту-142М (на крышке лежит эксплуатационная ведомость). Мочеприёмник писсуара, рабочее место к/к, с-т Ту-22М3

Военные самолёты производства СССР до 1980-х годов (даже с большой продолжительностью полетов), как правило, не имеют туалета: у каждого члена экипажа имеются герметично закрывающиеся ёмкости для мочи (т. н. «писсуар», «санбачок»). На случай необходимости дефекации каких-либо мер не предусмотрено.

Иногда бывают конструктивные отличия. Например, на Ту-22М два писсуара установлены в подполье кабины, к которым подведены четыре шланга с насадками, от каждого рабочего места членов экипажа.

Некоторые военные самолёты производства СССР (например, Ту-142) всё же имеют бортовые туалеты, однако их конструкция достаточно архаична, что затрудняет пользование ими.

Экипажи транспортных военных самолетов часто самостоятельно оборудуют туалетные места, если они не предусмотрены конструкцией. Например, на военно-транспортных самолётах типа Ан-12, для оправления надобностей пассажиров, на палубу грузовой кабины ставятся обычные хозяйственные, пластмассовые или оцинкованные 8-12-литровые вёдра с крышками и (или) пластиковые бутылки.

С 2000-х годов на борт старых транспортных самолетов стараются брать переносные туалеты. Изменение конструкции авиатехники категорически запрещено, поэтому на боевых машинах ничего не меняется.

Военные самолеты более поздних выпусков штатно оснащены туалетным оборудованием, конструкция которого зависит от класса машины и способа посадки членов экипажа. Так на Ил-76М и Ан-124 установлены полноценные туалетные комнаты от пассажирских лайнеров, на Ту-160 имеется небольшой туалетный модуль в гермокабине, на Су-34 применяются санбачки для каждого из членов экипажа.

Самый сложный и самый дорогой советский самолёт ДРЛО А-50 с лётным экипажем в 15 человек изначально был без санузла — ставилось обычное ведро в корме лайнера. Только после вмешательства Главного маршала авиации П. С. Кутахова воткнули бортовой туалет весьма непритязательной конструкции…

  1. ↑ 200 литров на А-320.
  2. 1 2 Например, на А-320.
  3. ↑ В советском Ту-154.
  4. ↑ 170 литров на А-320.
  5. ↑ Например, в самолётах типа Ту-154 и Боинг-737.
  6. ↑ Это предотвращает разлетание микрочастиц сливной жидкости и сливаемых отходов по салону туалета. См. принцип работы систем канализации замкнутого типа.

Унитаз. Виды и работа. Устройство и применение. Особенности

Унитаз является обязательным сантехническим оборудованием любого санузла. Он изготовляется из керамики или нержавеющей стали, и состоит из двух частей – чаши и сливного бачка. Его принцип действия и устройство довольно простые. В бачке накапливается запас воды из водопроводной системы, который при нажатии на кнопку мощным потоком подается в чашу, смывая ее содержимое в канализацию.

Как устроен унитаз

Самой сложной технической частью унитаза является его бачок. Он подсоединяется к водопроводу с помощью гибкого шланга. Внутри бачка имеется запорная арматура, обеспечивающая автоматическое наполнение водой и перекрывающая поток после достижения определенного уровня. За это отвечает впускной клапан. Он оснащается крупным поплавком, который по мере заполнения водой поднимается вверх и в определенный момент перекрывает заливное отверстие. Клапан может регулироваться, для установления необходимого уровня воды в бачке. Для экономии необходимо минимизировать ее слив чтобы уменьшить затраты на оплату коммунальных услуг. При этом недостаточно мощный поток не сможет хорошо омывать чашу, поэтому даже после смыва она останется грязной. В связи с этим клапан настраивается опытным путем.

Сливной клапан унитаза предназначен для предотвращения слива воды из бачка. Он блокирует отверстие до того момента пока не будет нажата кнопка или рычаг, после чего он открывается и поток подается на чашу. Сливной клапан оснащается трубкой перелива, что исключает образование потопа, если заливная арматура выйдет из строя. В подобном случае излишек воды будет медленно сливаться в чашу по мере ее поступления в резервуар.

Чаша унитаза является цельной. Внутри нее предусматривается специальный водяной затвор, который всегда остается заполненным даже после осуществления слива. Он блокирует проникновение воздуха из канализации в санузел. Если унитазом долго не пользоваться, то вода из чаши испарится, в результате чего начнется воздухообмен между туалетной комнатой и канализационными трубами. В связи с этим рекомендовано перед поездкой в отпуск, когда унитазом никто не будет пользоваться и вода в нем наверняка испариться, залить в чашу полстакана растительного масла. В этом случае создастся поверхностная пленка, препятствующая пересыханию.

Виды унитазов по способу подсоединения сливного бачка

Существуют сотни вариантов внешнего исполнения унитазов. Они могут быть сделаны из различных материалов, отличаться по высоте и ширине.

При столь огромном изобилии существует не так уж и много способов размещения сливного бачка:
  • Сверху чаши.
  • Отдельно.
  • В инсталляции.

Унитаз, у которого бачок устанавливается сверху над задней частью полки чаши, называется компакт. Это самый распространенный вариант, не требующий сложного монтажа. Присоединение осуществляется с помощью 2 болтов, вкручиваемых прямо сквозь дно бачка. Для предотвращения течи на болты ставятся мягкие уплотнители. Такие унитазы популярные и недорогие, но обеспечивают не слишком сильный поток при смыве, поскольку вода находится близко к чаше.

Отдельно устанавливаемый бачок может фиксироваться на стене, и часто используется в том случае, когда не имеется достаточно места для установки унитаза типа компакт. Нередко бачки прячутся в стену, что весьма удобно при наличии широкой ниши для канализационной трубы. Огромным преимуществом отдельных бачков является то, что они монтируются на значительном возвышении от чаши. Благодаря этому при смыве обеспечивается высокое ускорение потока, что гораздо лучше очищает содержимое унитаза. Главный недостаток такой конструкции в более сложном монтаже. Оно не всегда уместно, поскольку зачастую идущая тонкая труба от бачка к чаше плохо вписывается в интерьер санузла.

Сложнее всего монтировать бачок в инсталляции. Она используется только на подвесных унитазах. Инсталляция представляет собой металлический каркас, который фиксируется на стене или в имеющейся нише. В ней предусматривается тонкий бачок. На инсталляции закрепляется чаша унитаза, в то время как сама конструкция скрывается в стене за слоем гипсокартона и плитки. Для слива на стенке предусматривается небольшая кнопка. По качеству смыва такие унитазы немного эффективнее компактных.

Управление сливом

В унитазе используются различные технологии управления запорной арматурой внутри бачка для осуществления смыва. Обычно применяются кнопки, но встречаются и рычаги. Удобнее всего пользоваться кнопкой. Она может быть одна или установленной в паре. Также бывают двойные кнопки. Если имеется одна, то при нажатии на нее проводится слив всей воды с бачка. В том случае если унитаз имеет две или одну двойную кнопку, то предусматривается возможность помимо проведения полного смыва осуществлять и экономный слив. При нажатии на одну кнопку, или половинку двойной, сливается примерно 3 л. Когда нужен сильный поток, то следует воспользоваться всеми кнопками, что обеспечит сливание всего бачка, что примерно равно 6-8 л.

Отличия унитазов по способу подключения к водопроводу и канализации

Перед тем как покупать унитаз нужно обратить внимание на специфику санузла. Важно определиться с выходами коммуникаций водопровода и канализации. В одних квартирах и домах канализационная труба находится в стене, в то время как у других уложена по полу. В связи с этим необходимо чтобы конструктивные особенности унитаза соответствовали коммуникациям.

По способу присоединения гибкой трубки от водопровода к бачку унитазы бывают с:
  • Боковым подключением.
  • Задним подключением.
  • Нижним подключением.

Унитазы с боковым подключением гибкой трубки самые распространенные. В них имеются два отверстия слева и справа, что позволяет присоединять шланг с любой стороны. Более редкими являются бачки с задним присоединением. Они позволяют скрыть шланг, но зачастую при его подсоединении орудовать гаечным ключом не так удобно. Обе конструкции имеют недостаток – наполнение бака водой сопровождается шумом. Такого недочета лишены унитазы с нижним подключением. При этом они более требовательны к качеству монтажа, поскольку в случае разгерметизации появятся подтеки воды, бегущие на пол санузла.

Также унитаз отличается и по выпуску в канализацию:
  • Горизонтальные.
  • Вертикальные.
  • Косые.

Чаша с горизонтальным выпуском обычно используется в инсталляциях. Также она применяется в том случае, когда труба канализации идет вертикально и тройник для подключения находится высоко над уровнем пола, как раз напротив унитаза. Такое бывает достаточно редко и обычно встречается только на последнем этаже многоэтажных домов.

Очень удачными по качеству смыва являются унитазы с вертикальным выпуском. Они ставятся прямо на горловину канализационной трубы. Это позволяет экономить место. Вертикальное соединение между чашей и канализацией является самым надежным и позволяет избежать засоров. Такой вариант монтажа возможен очень редко, поэтому в продаже такие унитазы представлены весьма скромным ассортиментом.

Самыми популярными являются чаши с косым выходом. Такой унитаз ставят в том случае, если выходная горловина канализационной трубы находится низко над уровнем пола. Именно они подойдут для подавляющего большинства квартир. При этом нужно отметить, что такая конструкция подразумевает использование гофрированной канализационной трубы для соединения.

Материалы изготовления

Предлагаемые в ассортименте магазинов сантехники унитазы обычно изготовляются из керамики, но встречаются и металлические. Что касается керамических, то они могут быть фаянсовыми или фарфоровыми. Оба материала сделаны из одинакового сырья, но отличаются по применяемой технологии обжига. Самыми дешевыми являются фаянсовые унитазы. Они впитывают влагу, поэтому по мере эксплуатации на их поверхности появляются темные пятна в результате контакта с грязной водой. Обычно унитаз из фаянса служит не более 15 лет. Постепенно он становится очень обтрепанным, а в результате поглощения влаги менее прочным. Что касается фарфоровых унитазов, то у них более плотная структура. Благодаря этому они долго сохраняют свой цвет, и служат как минимум в 2 раза дольше. Если их своевременно чистить, то даже после 30 лет чаша выглядит вполне приемлемо.

Унитаз из нержавеющей стали стоит дороже, но пользуется меньшей популярностью по причине низкой привлекательности. Обычно такие изделия выбирают для установки в туалеты с высокой посещаемостью. Металл гораздо лучше выдерживает механическое воздействие, а кроме того он не разлагается при ударе. Благодаря этому ему не так страшны акты вандализма. Конечно, в домашнем санузле металлические унитазы не используются, но в административных учреждениях, исправительных колониях, поездах и т.п. чаще всего применяются именно они.

Как определить причину течи бачка

Зачастую после нескольких лет использования бачок унитаза начинает течь. Вода медленно сбегает в чашу и отправляется в канализацию. Как следствие счет за коммунальные услуги существенно возрастает. Причиной этому является износ прокладок арматуры. Чтобы определить какую из них необходимо заменить, требуется снять крышку бачка. Если окажется, что в нем слишком большой уровень воды, который просто стекает через перелив, тогда нужно поменять впускной клапан или его уплотнитель. В том же случае когда уровень в норме, тогда причина перерасхода воды кроется в износе сливного клапана.

Похожие темы:

устройство и механизм (арматура) сливного бачка + видео » SanDizain.ru

Устройство бачка унитазаНаличие обустроенной туалетной комнаты – важнейший залог комфортного проживания в любой квартире и доме. По сути уже никто не представляет свою повседневность без такого прибора, как унитаз. Но многие ли из нас знают, каким образом устроен и как работает его главный компонент – сливной бачок? Осведомленность в этих вопросах полезна по двум причина: во-первых, знание особенностей прибора упрощает его выбор и покупку, а во-вторых, имея представление о «внутренностях» оборудования, легче определить, какая именно часть механизма деформировалась в случае выхода агрегата из строя. Вот почему далее мы предлагаем детально с видео изучить сливной бачок: устройство, принципы работы арматуры и отличия моделей.

Конструкция сливного бачка

Стандартный бачок состоит из двух механизмов: наливного; слива и перелива. В старых и современных моделях арматура несколько отличается.

Наливной механизм включает в себя два компонента:

  1. Клапан – регулирует объем воды в бачке: своевременно обеспечивает ее подачу и перекрытие. В старых моделях клапан расположен сбоку корпуса, а в новых – в его нижней части.
  2. Поплавок – управляет положением клапана: поплавок опущен – клапан открыт, поплавок поднят – клапан закрыт. Изначально поплавок функционировал в горизонтальном положении, но в современных моделях он двигается только в вертикальной плоскости.

Благодаря модернизации конструкции бачков наливной механизм стал работать в несколько раз эффективнее: в новых моделях запорная арматура перекрывает воду не постепенно, а полностью на самом финише набора, что гарантирует оперативность поступления воды в емкость.

как устроен унитаз

Устройство бачка унитаза

Но наиболее серьезное усовершенствование произошло с механизмом слива и перелива. В старых бачках под сливной системой подразумевалась резиновая груша, которая герметично закрывала выходное отверстие. Функционировала она максимально просто: тяните за цепочку или поднимаете рычаг – и вода начинает течь в слив. Но современный механизм – это сложный арматурный узел, включающий в себя два главных компонента:

  1. Перелив – защищает бачок от переполнения: когда объем превышает максимальную отметку, жидкость начинает уходить в чашу унитаза.
  2. Слив – обеспечивает непосредственный слив воды при нажатии на спуск бачка.

Совет. Для удобства эксплуатации и экономии воды рекомендуется подбирать сливной бачок с двумя кнопками: для полного и для частичного слива.

Принципы функционирования бачка

Большая часть и старых, и современных бачков – это слитные конструкции. Они работают по следующей схеме.

Смыв воды:

  • после нажатия на спусковой механизм (кнопку, рычаг и тд.) создается специальная тяга, под действием которой поплавок перестает оказывать давление на клапан и последний открывается;
  • сток в систему перелива закрывается;
  • вода из бачка подается в чашу унитаза для смыва.
работа унитаза

Функционирование слива

Наполнение бачка водой:

  • когда объем воды в бачке опускается до минимальной отметки, клапан закрывается, открывается впускной кран и начинается поступление воды;
  • по мере наполнения бачка запорный поплавок поднимается, а струя воды уменьшается;
  • когда емкость полностью заполняется, поплавок закрывает впускной кран и подача воды прекращается.

Важно! Чтобы поплавок эффективно функционировал, после установки бачка его нужно отрегулировать и протестировать: неправильное положение поплавка чревато тем, что емкость не сможет наполняться достаточным объемом воды.

Менее распространенная категория сливных бачков – настенные. Они функционируют по несколько иной схеме, нежели слитные. Различия обусловлены тем, что главным элементом в настенном приборе является сифон. Принцип работы такого бачка:

  1. Нажатие на спусковой механизм провоцирует открытие сифона: через его гофрированную трубку вода поступает в чашу унитаза, выполняя смыв.
  2. После опустошения сифона поплавок бачка опускается и открывает впускной кран, через который в сливную емкость начинает поступать вода.
  3. Когда бачок полностью наполняется, поплавок опускается и впускной кран закрывается.

Разновидности сливных бачков

Сливные приборы могут иметь определенные отличия и в конструкции, и в принципах работы, и во внешнем виде – дабы разобраться в них, рассмотрим основные критерии классификации бачков.

Критерий №1: тип спускового механизма. Различают два типа спусков:

  • Кнопочный – наиболее современное и надежное решение. Применяется практически во всех закрытых сливных бачках новой модификации. Кнопка может располагаться или на крышке, или сбоку сливного прибора.
  • Подвесной – цепочка или рычаг. Используется преимущественно в подвесных сливных бачках. Спусковой механизм, как правило, располагается сбоку корпуса прибора.
механизм сливного бачка

Кнопочный спусковой механизм

Критерий №2: место размещения. Чаще всего бачок устанавливается слитно с унитазом – такие традиционные модели привлекательны тем, что освобождают от необходимости подводить специальную выпускную трубу от емкости бачка до чаши унитаза. Второй вариант – настенный подвесной бачок – более сложный в исполнении: нужно надежно закрепить прибор на рабочей поверхности и провести дополнительные входящие и выходящие трубы. Но зато подвесной бачок выигрывает в плане эстетики – его можно замаскировать под настенную нишу.

Критерий №3: материал. Современные сливные бачки изготавливаются преимущественно в двух вариациях: фаянсовые – приборы самых разнообразных форм и цветов, получившие популярность за счет выгодного сочетания сравнительно доступной цены и высокого качества; пластиковые – дешевые модели, которые чаще всего встраиваются в стены, что защищает их от внешних воздействий.

Как видите, привычный для всех сливной бачок на деле оказывается не таким уж и простым прибором. Перед вами основные элементы оборудования, принципы его функционирования и отличительные особенности разных моделей – эти сведения помогут вам и при выборе бачка, и при диагностике его неисправностей, так что не пренебрегайте ими, если хотите, чтобы вашему бытовому комфорту ничего не угрожало.

Как устроен бачок унитаза: видео

Устройство бачка унитаза: фото

Устройство бачка унитаза

Устройство бачка унитаза
Устройство бачка унитаза

Устройство бачка унитаза

Устройство бачка унитаза
Устройство бачка унитаза

Устройство бачка унитаза

Как устроен и где находится туалет в самолете, фото

В дальнем путешествии человеку важна возможность удовлетворить естественные нужды. По этой причине всегда нужно знать, где находятся эти заведения: пункт питания, место отдыха и туалет. Ниже Вы узнаете ответы на следующие вопросы: есть ли в самолете туалет, где он находится, как работает и как им правильно пользоваться.

Где находится туалет в самолете?

 

 

Если Вы будете находиться в полете больше 2 часов, то этот вопрос для Вас крайне важен. В разных самолетах разное количество кабинок и их местоположение:

  • В самолетах Боинг-737, А-230 и Ту-154 три туалета: два находится в хвосте, один – при входе в самолет.
  • В Боинге-767 пять туалетов: два между эконом- и бизнес-классами, один в начале, два в средине экономкласса.
  • В Боинге-747 одиннадцать туалетов: по два в конце и в начале самолета, три туалета – на второй палубе, четыре в средине салона.

В зависимости от авиакомпании, модели самолета и года выпуска количество туалетов и их расположение может существенно меняться.

Как устроен туалет в самолете?

Туалет в самолёте

 

Беспокоиться о том, что выброс отходов из самолета происходит так как в поезде, не стоит. На борту самолета есть специальные баки, куда смывает туалет. К примеру, в Ту-154 предусмотрены баки для переднего туалета объемом на 115 литров и для второго – на 280 литров, а в А-320 есть всего лишь один бак, рассчитанный на 170 литров.

Очистка туалета самолёта

 

В различных самолетах есть отличия в принципах работы туалетов:

  • В А-320 вода для смыва поступает из системы водоснабжения самолета. С помощью вакуума отбросы засыпаются в специальный бак.
  • А в таких самолетах, как Боинг-737 и Ту-154, система канализации замкнутая и рециркуляционного типа. Вода берется из специального бака, который заправляется непосредственно перед полетом. Когда смываются отходы, фильтр не выпускает крупные частицы, а та жидкость, которая отфильтровалась, отправляется на повторный круг. В бак добавляют химикаты, чтобы избавиться от запаха и обеззаразить воду. После посадки самолета отходы сливаются и вывозятся.

Туалет в самолёте

 

Как видите, принцип работы туалета в самолетах отличается от привычных для нас унитазов, которые, например, Вы можете увидеть в интернет-магазине купи-сантехнику.рф.

Как правильно пользоваться туалетом на борту самолета?

Туалет в самолёте

 

Существует несколько несложных правил:

  1. Туалетом запрещено пользоваться во время взлета/посадки.
  2. Чтобы смыв был хорошим, перед использованием унитаза, в него лучше постелить бумагу.
  3. Сначала опустите крышку, после чего нажимайте кнопку смыва.
  4. Прокладки и памперсы выкидывайте в предусмотренные для этого урны.
  5. Дверь туалета можно открыть ручкой снаружи, находящейся под табличкой «LAVATORY».
  6. Старайтесь сходить в туалет через 15 минут после принятия пищи или за 10 минут до, так как после еды, как правило, образовывается большая очередь.
  7. Не пользуйтесь дымовыделяющими и опасными продуктами, не курите, так как может задействоваться система дымообнаружения, и Вы получите штраф (при этом Вас могут снять с самолета и взять под арест).

 

Зная, где находится и как устроен туалет в самолете, Вы сможете комфортно себя чувствовать во время полета.

как работает, куда деваются все отходы, как пользоваться, как выглядит

Задумываясь о том, как в современном самолете устроен туалет, многие сравнивают его с поездом и предполагают, что выброс отходов происходит в атмосферу. Это неверное суждение, да и в новейших поездах уже установлены биотуалеты. В очень редких случаях туалетные сбросы попадают с воздуха на землю, но это происходит только из-за неисправности канализационной системы. Далее пойдет речь о том, как работает уборная самолета, в чем ее отличия на разных моделях суден и какие правила пользования на борту.

Историческая справка

Где-то до 60-х годов на самолетах туалетов с унитазами и раковинами в большинстве случаев не было. На многих моделях прошлого века ставили ведра, которые и служили местом для опорожнения в случае такой нужды. В некоторых авиасудах были установлены открытые системы сбрасывания отходов. Труба из унитаза выходила наружу, а на ее конце стоял клапан, который открывался во время слива. Такой механизм был у самолетов с негерметичным салоном, как, например, у модели Ил-14 и Douglas DC-7. Высотные аппараты использовали двухклапанную трубу для слива, чтобы избежать разгерметизации. Подобные устройства были на борту Ил-18 и Ту-104. Уборная комната современного воздушного судна выглядит по-другому.

Интересный факт! В 1998 году на немецкого рыбака, ловившего рыбу недалеко от аэропорта, обрушились отходы из пролетающего над ним А320. Он впоследствии с претензиями обратился в полицию. В начале 2000 года в Испании на машину одного мужчины упал кусок льда с фекалиями. Экскременты составили вес около 4 кг и при падении помяли капот автомобиля. А в 2016 году в Нидерландах замороженные отходы попали в дом одной из жительниц через ее окно.

Как устроен современный туалет в самолете?

Если посмотреть на фото туалета в современном самолете, можно увидеть полноценную уборную комнату с унитазом, раковиной, урной и пеленальным столиком. Вода для потребления на борту загружается перед каждым вылетом. На некоторых видах воздушных судов одна система водоснабжения, где вода из одного бака используется и для кипячения, питья, и для мытья рук и смыва унитазов. Такой механизм установлен у моделей А320. У Боинга 373 и Ту-154 имеется отдельный бак с водой, предназначенной только для слива.

Схема устройства туалета в самолете ТУ-154

Схема устройства туалета в самолете ТУ-154

На всех типах современных самолетов отходы во время полета сохраняются в специальных резервуарах. В некоторых из них каловые и мочевые массы смываются водой, в других — засасываются в специальных бак под вакуумом, затем остатки смывают небольшим количеством воды. Чтобы сохраняемые выбросы не издавали неприятного запаха, их обрабатывают химическим дезинфицирующим и дезодорирующим веществом, имеющим синюю окраску.

Имеются канализационные системы замкнутого типа. На воздушных судах с подобным механизмом удаления отходов испражнения фильтруются: твердые поступают в бак для хранения, жидкие дезинфицируются и используются для последующего смыва канализации на борту.

Зная, куда все девается, не стоит переживать, что произойдет разгерметизация или человека затянет в унитаз. Подобное никогда не происходит, так как засасывание фекалий происходит за счет перепада давления в унитазе и баке с отходами. Но и нажимать кнопку слива, сидя на унитазе, также не стоит.

Сколько туалетов в салоне самолета и где они находятся?

Сколько туалетов на борту зависит от модели самолета, его возраста, авиакомпании и числа пассажиров. Зачастую туалет находится в начале и конце судна, на больших авиалайнерах они разбросаны по салону:

  • маленькие судна по типу Як-40, CRJ-200, ATR-72 имеют один санузел, который расположен в хвосте;
  • Боинги 737-й модели, А320, Ту-154, Як-42 оснащены тремя уборными: одной при входе и двумя в хвостовой части самолетов;
  • на Boeing 767 предусмотрено пять туалетных комнат: одна перед бизнес-классом, вторая между бизнес- и экономклассом, и две в экономклассе;
  • на А380 зачастую семь санитарно-гигиенических блоков: два в носовой части, один между первым и бизнес-классом и четыре в хвостовой части;
  • на Boening 747 имеется одиннадцать туалетов: два в носовой части и два в хвостовой, четыре в середине самолета и три на втором этаже лайнера.

В зависимости от модификации авиасудна и требований авиакомпании число и размещение уборных может быть изменено.

Найти туалет можно по светящемуся табло WC, где также показано, занят или свободен санузел.

Куда исчезают отходы?

Из выше сказанного понятно, что какашки (да простят нас наши читатели!) в самолете никуда не деваются, а остаются на борту в специальных баках на протяжении всего перелета. Количество и размер этих емкостей разный в зависимости от типа воздушного судна. Так, у Ту-154 два таких бака, а у А320 один.

Очистка туалета в самолете

По прилете все отходы через специальный клапан забираются из самолетных баков в ассенизационную технику — специальную машину, которая производит сбор туалетных испражнений из самолетов и заправляет по надобности баки новой дезинфицирующей жидкостью. Куда далее деваются фекалии из самолетов? После заполненная машина вывозит собранные из туалетов отходы в специальные места для утилизации.

Виды туалетов

Зачастую туалет в самолете — это тесное невысокое помещение с маленьким унитазом и узкой раковиной. Крупному человеку очень тяжело пользоваться таким санузлом. Исключением являются санитарные комнаты на самолетах с повышенным комфортом в бизнес-классе, а также на частных бортах. Там можно встретить не только просторную уборную с роскошным оформлением, шикарным унитазом и позолоченной раковиной, но и душевую или даже SPA.

Душевая комната в самолете Airbus A380 авиакомпании Emirates

Душевая комната в самолете Airbus A380 авиакомпании Emirates

В старых советских военных самолетах санузел вообще не был предусмотрен. Для испражнения могли быть использованы специальные писсуары или же плотно закрывающиеся обычные ведра. В более современных моделях уже имеются туалеты, подобные тем, которые используют на пассажирских судах, или же небольшие туалетные модули для членов экипажа.

Как правильно пользоваться туалетом в самолете?

Пользоваться туалетом можно, когда самолет набрал высоту и командир дал команду, разрешающую расстегнуть ремни безопасности. Над каждым санузлом висит табличка, которая показывает, занят он или свободен. Красный свет означает «занят», «зеленый» — свободен. Такие обозначения помещены и на ручке двери.

В самолете принцип работы туалета такой же, как в других транспортных средствах с биотуалетами. Для правильного его использования после испражнения следует закрыть крышку унитаза и нажать на «смыв». Для бумаги и прочих отходов необходимо пользоваться урной.

Дверь туалета можно открыть снаружи. Для этого имеется специальная кнопка, которая называется LAVATORY. Под ней находится рычажок, которым и можно открыть дверь. Зная, как работает туалет в самолете, а также значение этой ценной кнопки, вы можете, к примеру, открыть дверь, если в кабинке закрылся маленький ребенок или человек, которому стало плохо.

Что делать в туалетах самолета запрещено?

Чтобы не возникало проблем при перелете, следует придерживаться некоторых правил. Пренебрежение ими может не только ухудшить качество полета, но создать затруднения после него в качестве административной ответственности и даже запретов на пользование услугами авиакомпании.

При полете стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • нельзя пользоваться уборной при взлете и посадке воздушного судна. На этих этапах полета не разрешается вставать с кресел, расстегивать ремни и ходить по салону;
  • устройство унитаза не предназначено для больших твердых предметов, а также тех, что при контакте с водой увеличиваются в размерах и могут забить сливную систему. Поэтому запрещается бросать в унитаз средства женской гигиены и памперсы. Для этого предназначена урна;
  • на старых моделях туалеты в самолетах могут иметь пепельницы. Однако курить в салоне или уборной категорически запрещается. А также не следует использовать какие-либо дымообразующие вещества. Это может вызвать пожар на борту или способствовать возникновению паники при появлении дыма в салоне.

Придерживаясь правил полета, вы обеспечиваете себе комфортное и безопасное передвижение в воздухе.

Как устроен туалет в самолете…

… и правда ли, что иногда с неба на землю может что-нибудь неприятное да прилететь?

Самолет, конечно, не поезд, но … и с него прилететь-таки может и такие случаи известны.
Например, в июле 1998 года рыбака, ловившего рыбу недалеко от аэропорта Штраубинг-Уоллмюле, северо-восточнее Мюнхена, облили фекалиями из аэробуса 320, пострадавший заявил об этом в полицию. В январе 2000 года испанский мужчина едва избежал травм, когда 4-х килограммовый шарик льда, состоявший из человеческих экскрементов, упал из летящего самолета на его машину недалеко от Севильи. Мужчина собирался сесть в машину, когда вдруг с безоблачного неба упал ледяной подарочек, размером 20 см, и помял капот автомобиля. В ноябре 2016 в дом жительницы нидерландского городка Амстелвен через окно упал кусок замороженных экскрементов. И это только три из серии подобных случаев…
Как такое могло произойти? Откуда все они взялись, ведь в самолетах не открывают шлюзы, чтобы избавиться от отходов?



Первыми туалетами в самолетах служили простые ведра. Информации о том, когда появились первые смывочные системы нет, однако пока в кабине самолета не было давления открывать двери и окна не составляло труда … Сейчас, конечно же, все не так.

Начнем с главного — где в самолете туалет
В разных самолетах разное местоположение и количество кабинок:
Ту-154, А-320 и Боинг-737 имеют по три туалета: один находится при входе в самолет, а два – в хвосте.
Боинг-767 — 5 туалетов: 1 в начале бизнес-класса, два между бизнес и эконом классами, два в середине эконом-класса.
Боинге-747 — 11 туалетов: по два в начале и в конце салона самолета, четыре в середине салона, а 3 туалета — на второй палубе.

Как это работает?

После того, как пассажир нажмет кнопку слива в туалете, появляется шум, похожий на работу большого пылесоса. Причина шума — открытие клапана в унитазе. Он возникает из-за большой разницы в давлении в туалете и в пространстве под ним. Благодаря этому вакууму все содержимое вместе с запахом засасывается вниз.

Одно время был живуч миф, о том, что толстого человека, который будет во время смыва сидеть на унитазе, может засосать этот вакуум. Так вот – не может!

Когда самолет в небе

По специальным трубам все попадает в резервуары в хвостовой части самолета. Таких резервуаров в самолетах несколько. Например, в Boeing 777, который может перевозить порядка 400 человек, находится три емкости для хранения содержимого туалетов. Каждый резервуар соединен только со своей группой туалетов. Благодаря этому даже в случае переполнения одного отсека, туалеты, соединенные с другими резервуарами, будут работать.

Объем этих баков в разных самолётах различается. Так, в Ту-154 установлены баки для переднего туалета объемом 115 л и для второго — 280 л, а в А-320 всего один бак на 170 л. В бак добавляют химикаты, чтобы обеззаразить воду и избавиться от запаха. С целью экономии пространства резервуаров система смыва разработана так, чтобы использовать минимум воды.

В А-320 вода для туалета берется из системы водоснабжения самолета. В Ту-154 и Боинг-737 система канализации замкнутая и работает по рециркуляционному типу —жидкость для смыва унитаза берется из отдельного бака, который заправляется перед полетом. Когда отходы смываются, крупные частицы задерживает фильтр, а отфильтрованная жидкость отправляется на повторный круг для смыва унитаза. В бак добавляют химикаты, чтобы обеззаразить воду и избавиться от запаха.

Кстати, а вы знали, что при проектировании самолетов закладывается и вес наполненных резервуаров? Они ведь тоже существенно влияют на расход топлива.

Когда самолет на земле

По прилету в аэропорту туалетные резервуары, вне зависимости от объема наполнения, освобождают по специальной дренажной трубе. На аэродромах есть машины-ассенизаторы, которые выкачивают все содержимое и отвозят его на утилизацию.

Что касается упавших с неба фекалий, такое действительно периодически происходит в разных странах мира. Причина, как правило, одна – техническая неисправность канализационной системы самолета.

Вот, что по этому поводу рассказывает авиационный инженер Роман romadm Мадебейкин в своем жж: «Дело в том, что местная негерметичность заслонок иногда вызывают утечку жидкости снаружи самолета. Жидкость намерзает и увеличивается, превращаясь в глыбу льда, которая отваливается (или нет) от скоростного напора воздуха. Этот лед и называется Blue Ice (потому что химия, которая добавляется в жидкость делает ее голубого цвета). Сам лично был свидетелем, когда прилетел самолет с ледяной «бородой», торчащей из-под лючка обслуживания водяной (не туалетной) системы. Имела место небольшая утечка воды.
В Ту-154 этот лед, накопившийся в переднем туалете может сорваться и попасть в двигатель. Такие случаи были. Это уже серьезно влияет на безопасность полетов. Поэтому герметичности этой заслонки уделяется ОСОБОЕ внимание».

Фото(с) blog.klm.com, #lavatory/instagram.com

Как устроен современный самолётный туалет (вакуумного типа)


По многочисленным просьбам телезрителей насчёт авиадвигателей, сегодня мы разбираем долгожданную и самую интересную самолётную тему — вакуумный туалет Airbus-320!

Как все мы помним, туалет циркуляционного типа был недавно рассмотрен на примере Боинга-737 Классики.
Но всё течёт, всё утекает в дырочку, и классические туалеты уступили место современным.
Вглядимся же в эти молодые красивые лица.

Привычно-торопливо заходя в туалет, вы видите обычную картину — он приветственно распахивает навстречу вам свою чашу.

По туалетной части мы замечаем само очко и кнопку смыва справа выше него.

Разберём подопытного.
Сняв кожух, мы можем наблюдать:

Собственно очко — это металлический сосуд, покрытый неким пластиком, к которому фекалии не должны липнуть. Для облегчения смыва, видимо.
Вдоль верхней кромки закреплён смывной коллектор.
Из этого коллектора после нажатия кнопки смыва впрыскивается порядка 200 мл воды для улучшения скольжения ваших радостей на пути в бак.

Сзади очка находится также масса интересных вещей.
Справа по фотке:

— сверху — трубка подачи воды в смывной коллектор,
— ниже — смывной клапан, запирающий выход из очка в трубу к баку.
Водяной клапан в водяной магистрали открывается на полторы секунды по команде от смывного контроллера и пропускает порцию воды из водяной системы самолёта на смыв.

Туалет называется вакуумным не просто так, а по принципу действия — содержимое очка из него отсасывается.

Смывной клапан открывается на четыре секунды, за которые по действием разрежения в трубе содержимое очка должно отсосаться в приёмный бак.

По сути, это — металлический диск, перпендикулярный трубе, с эксцентрическим отверстием по размеру трубы.
Когда смыв не работает, отверстие трубы перекрыто этим диском.
При нажатии кнопки смыва диск поворачивается вокруг оси, параллельной трубе, до тех пор, пока отверстие в диске не совпадёт с отверстиями в трубе к очку и в туалетный бак.
И под действием разрежения в баке всё отсасывается в него.
Потом диск снова прокручивается, перекрывая отверстие, и цикл завершается.

Из описания конструкции клапана понятно, что если он останется открытым из-за блокировки каким-то посторонним предметом, то из туалета будет всё время сосать с шумом.
На такой случай в трубе от очка в бак, непосредственно возле очка, имеется задвижка. Ей можно вручную перекрыть трубу. После этого туалет работать не будет, и очищать линию смыва будет по прилёту техник.
Поэтому ещё раз напоминаю, что никаких предметов кидать в очко не надо 🙂 — для них есть мусорка возле раковины.

Клапаном управляет контроллер, находящийся с противоположной стороны очка.

Голубой стрелочкой внизу показана кнопка принудительного открытия клапана смыва.
Иногда она помогает устранить засор.

Как можно заметить, магистрали — водяная и смывная — соединяются быстроразъёмными хомутами:

Это очень удобно — для разборки надо лишь расстегнуть руками четыре защёлки, и хомут снимается.
Под ним находится гладкостенная втулка, сдвинув которую по трубе, мы получаем возможность рассоединить трубы.
А втулка уплотняется обычными резиновыми кольцами на трубе.
Таким образом, разборка туалетных линий в принципе нетрудоёмка. Если к ним есть нормальный доступ 🙂

Теперь рассмотрим главный накопившийся в ваших баках вопрос 🙂
Откуда берётся вакуум? 🙂

Всё не так просто.
А очень просто 🙂

На высоте более 4,9 км (16 тыс. футов) вакуум (это по-английски; а по-русски — разрежение) берётся из окружающего воздуха 🙂
Вот через это отверстие сзади справа фюзеляжа:

Отверстие, что видно на фотке в левом верхнем углу, постоянно сообщено с туалетным баком через водоотделитель.
Посредине наблюдаем обогреваемый сливной насадок для слива в окружающую среду грязной воды из раковин туалетов и кухни, а также из дренажа порогов дверей.
А справа внизу — панель обслуживания туалетного бака. Там есть штуцер большого диаметра для слива содержимого бака, и небольшой штуцер для промывки и заправки бака водой или химжидкостью.

Итак, в туалетном баке мы имеем разрежение на высоте.
И этим разрежением содержимое туалета под действием давления внутри салона высасывается в бак.
Но как же работает туалет на земле и при полёте ниже 4,9 км?
А для выяснения этого нам надо залезть в самую заднюю часть заднего багажника.

Там, за оружейным ящиком, прячется задняя стенка.

Снимаем панель и видим:

В центре фото — приёмный туалетный бак ёмкостью 170 литров. Именно сюда собираются фекалии из туалетов. На головы мирных жителей они не выливается в полёте 🙂 , а всё сливается в ассенизационную машину по прилёту в аэропорт.
На переднем плане:
посредине — компрессор наддува водяного бака,
слева — клапан слива туалетного бака.

Корпус клапана пластмассовый.
Слева виден рычаг для поворота внутренного шарового клапана.
Рычаг этот обычен, поворачивается он с наружной панели обслуживания туалетного бака.

Тянешь там ручку, и она через тягу поворачивает рычаг.
И тут таится очередной сюрприз от Airbus 🙂
Показанная на фотке красной стрелкой тяга имеет резьбовые регулировочные наконечники из хрупкого металла.
И если клапан поворачивается плохо, а снаружи хорошенько дёрнуть ручку, то тяга ломается.
И тогда каждый прилёт техник лезет в багажник, снимает заднюю панель, и вручную открывает сливной клапан бака 🙂
до тех пор, пока тягу не поменяют.

Однако мы отвлеклись.
Увлекающе манит нас темнота за туалетным баком.

Пройдёмте же ж.
(кстати, справа по фотке наблюдаем водяной бак)

И вот, проползя по неудобным стрингерам и шпангоутам, попадаем мы в самую заднюю зону герметичной части фюзеляжа.

и слева на рисунке наблюдаем главную интригу сегодняшнего рассказа —
Vacuum Generator ! 🙂

Именно он своей пятнадцатисекундной работой в течение каждого цикла смыва и создаёт на земле разрежение для отсоса содержимого очка в бак.

И напоследок можно добавить ещё немного деталей.
Высоту отключения Vacuum Generator воспринимает специально обученный датчик давления.
Работой туалетной системы заведует контроллер, отслеживающий состояние всех частей системы и выдающий неисправности в самолётный компьютер.
Степень заполнения бака показывается на FAP.

Такая — вакуумная — система много удобнее, чем циркуляционная:
— возит с собой не жидкость, а лишь выделения человеков,
— не требует заливки жидкостью, а только отсоса содержимого. Хотя в документах и предусмотрена небольшая — порядка пяти литров — зарядка туалетного бака, но в жизни на это порой забивают, и тем не менее система работает отлично.
Правда, наличие одного бака на весь самолёт приводит к необходимости очистки длинных смывных линий.
Но эти трубы чистятся изящно — примерно раз в неделю в каждый туалет засыпается литров пять-семь мелкого льда и заливается сверху литром хим. реактива или разбавленного уксуса. Потом всё смывается. Пролетая по трубе, лёд откалывает сталактиты и сталагмиты, а химия полирует результат. Эта работа — идеал для техника: несложно и жутко интересно 🙂
Заодно таким образом очищается и приёмный бак.
Потом это всё сливается в ассенизационную машину.

Вот, собственно, и все интересности об вакуумном туалете Airbus-320 🙂
Вакуумные туалеты остальных самолётов устроены принципиально похоже.

Ах да, про присасывание попом к унитазу — это сказка 🙂
Так что летайте нашими туалетами и не бойтесь 🙂

Leave Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *