Нормы жкх на человека: Нормативы на потребление коммунальных услуг в 2019 году – Нормативы потребления коммунальных услуг

Содержание

Нормативы на потребление коммунальных услуг в 2019 году

Понятие «коммунальные услуги» подразумевает под собой такие ресурсы, как:

  • горячее и холодное водоснабжение,
  • постоянная подача электроэнергии,
  • тепловой энергии,
  • газ для бытовых нужд,
  • отведение сточных вод,
  • утилизация отходов и прочие.

Именно они обеспечивают человеку комфортное использование помещения по назначению.

Поставку «коммуналки» обеспечивают специальные компании, которые, соответственно, требуют за свои услуги соответствующей оплаты.

Как же определяется эта плата?

Чтобы обеспечить честную оплату в помещениях устанавливаются приборы учёта — специальное оборудование, позволяющее определить объём ресурсов на конкретную площадь. В дальнейшем размер фактического потребления умножается на установленные компанией-поставщиком тарифы и полученная сумма предъявляется к оплате.

Тарифы на коммунальные услуги зависят от множества факторов, среди которых время года, местность (регион), колебания цен на топливо, курс национальной валюты и прочее.

Установка приборов учёта обязательна в помещениях любого вида и назначения. Это прописано на законодательном уровне, в том числе в пункте 12 статьи 13 ФЗ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ.

Однако нередки ситуации, когда установить прибор учёта невозможно по техническим причинам (требующие реконструкции инженерные системы, дом в аварийном состоянии и прочее) либо владельцы сознательно уклоняются от установки оборудования.

В этом случае стоимость коммунальных услуг определяется по нормативам потребления — средним показателям потребления ресурсов на 1 человека. Причём при расчёте используется специальные формулы и множество переменных — технические характеристики дома, вид и степень износа инженерных систем и прочие.

В настоящее время для расчётов нормативов потребления используются положения Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, действующих Правил предоставления коммунальных услуг, а также принятых на региональном уровне нормативных актов.

В сентябре 2012 года вступило в силу распоряжение Правительства о введении в действие социальной нормы потребления коммунальных услуг. Однако на тот момент это коснулось только отдельных видов услуг (электроснабжения) и только отдельных областей. В 2019 году узнавать, есть ли социальная норма в том или ином регионе и когда она была введена, следует в региональных источниках. Например, в Ростовской области новая норма потребления электроэнергии действует с 1 сентября 2013 года.

Как и в предыдущие годы, норма потребления электроэнергии напрямую зависит от количества проживающих в квартире людей. Чем больше жильцов живет в конкретном помещении, тем меньше приходиться электричества на каждого из них.

Если взять в качестве примера квартиру из Саратова, где живет один человек, то норма на него будет составлять 203 кВт. В то же время, если в этой же квартире будет проживать двое, то на каждого человека размер нормы будет составлять 126 кВт. Размер нормы будет снижаться с увеличением количества жильцов в квартире.

Аналогичным образом определяется норма потребления горячей и холодной воды, а также водоотвода. В среднем на одного человека приходится 7 кубов воды в месяц.

В зависимости от типа используемых ресурсов для отопления вычисляется норма теплоснабжения жилого помещения. Также нужно учесть, что размер нормы будет зависеть от площади квартиры, типа стен, степени износа жилого дома, а также среднегодовой температуры воздуха и других факторов.

Нормативы на потребление электроэнергии

Электричество — один из самых дорогих для владельцев (нанимателей) жилых помещений ресурсов. Однако обойтись без него в современном мире решительно невозможно.

При определении размера использования электроэнергии в многоквартирных домах учитываются следующие параметры:

  • Наличие лифтового оборудование, электрических или газовых плит, водонагревателей.
  • Площадь, число комнат в жилом помещении и число человек, в нём проживающих (зарегистрированных).

Конкретные нормативы за электроснабжение устанавливаются на региональном уровне с учётом благосостояния населения и индивидуальных особенностей местности. Установленные размеры потребления закрепляются в нормативном акте, утверждаемом исполнительным органом (Правительства) субъекта.

Нормативы на потребление электричества таковы, что чем больше людей

проживает в помещении, тем меньше на каждого приходится кВт в месяц. Например, в Саратовской области в городской квартире из 2 комнат с электрической плитой и водонагревателем на 1 человека приходится 203 кВт в месяц. Однако если там проживает 2 жильца, то на каждого приходится уже 126 кВт. И далее норматив уменьшается пропорционально увеличению числа квартиросъёмщиков.

Нормативы на водоснабжение и водоотведение

В отношении этих видов коммунальных услуг нормативы рассчитывают показатели в 1 куб. м на человека. Причём он может сильно разниться даже в пределах 1 муниципального района, потому как формула расчёта учитывает много факторов:

  • Этаж дома.
  • Вид и степень износа системы водо— и теплоснабжения.
  • Уровень благоустроенности квартиры.

Нормативы потребления холодного и горячего водоснабжения, отведения сточных вод также определяются с учётом этих показателей. В процессе расчёта вычисляется средний объём расхода воды для ванны, душа и посещения туалета. Например, устанавливается, что 1 человек использует в месяц 7 куб.м воды для приёма ванны.

Показатели, которые используют чиновники, часто очень приблизительны и завышены. Все затраты по водоснабжению и водоотведению, оставшиеся после вычета нормативов и показаний приборов учёта считаются общедомовыми. Однако существует практика «раскидывания задолженности», когда остаток воды по многоквартирному дому распределяют по всем жильцам, у которых нет счётчиков.

Нормативы на отопление

Показатели использования ресурсов теплоснабжения (тепловой энергии) распределяются на несколько групп в зависимости от вида снабжения дома — электрическое, дровяное, угольное или газовое.

Нормативы также учитывают площадь, материал стен, крыши, уровень износа здания, среднегодовую температуру и прочие факторы.

Формула, по которой рассчитывается стоимость отопления выглядит следующим образом:

Плата = А х В х Т

Причём в этом случае А — это площадь жилого помещения (без учёта лоджии, террасы или балкона), В —

норматив отопления, установленный по региону, Т — тарифная цена за тепловую энергию.

Оплата услуг при отсутствии индивидуальных приборов учёта

Приборы учёта, подсчитывающие, сколько было использовано ресурсов в конкретном жилом помещении, помогают определить стоимость коммунальных услуг для конкретного помещения. В зависимости от места установки они делятся на коллективные (общедомовые) и индивидуальные (квартирные). Последние позволяют определить объём ресурсов, поданных в конкретное жилое помещение, и предъявить их стоимость к оплате.

Однако случается, что по техническим причинам или из-за желания владельцев, квартирные счётчики отсутствуют. В такой ситуации для расчёта цены коммунальных услуг используются

установленные на уровне региона нормативы потребления — средние объёмы использования ресурсов. Эти показатели не всегда соответствуют фактическому потреблению, так как учитывают «предполагаемые объёмы потребления».

Региональные нормативы учитывают количество зарегистрированных в помещении человек, а также количество комнат. При расчёте используется аналоговый метод — сходный объём потребления в домах подобных же характеристик.

В зависимости от причин отсутствия в квартире приборов учёта оплата коммунальных услуг производится следующим образом:

Если установка счётчиков невозможна по техническим причинам

, то владельцы платят только по нормативам потребления ресурсов, без всяких надбавок. Подтверждением того, что в квартире нельзя установить приборы учёта служит акт обследования, копии которого обязательно должны быть направлены поставщикам коммунальных услуг.

Если приборы могут быть установлены, но владелец жилья отказывается это делать, к нормативам добавляются ещё и «повышающие коэффициенты», размеры которых указаны в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 (в редакции Постановления № 344 от 16.04.2003 года): с 01.01.2017 — 1,5.

Очевидно, что с каждым годом происходит возрастание коэффициентов, которые в этом случае играют роль санкций к тем владельцам помещений, что отказываются устанавливать приборы учёта и тем самым затрудняют определение фактического потребления ресурсов.

Счетчики на воду — обязательны ли?

На видео ниже автор рассказывает о том, как нечистые на руку граждане повернули закон № 261 в свою пользу.

Оплата услуг при отсутствии общедомовых приборов учёта

Общедомовые «счётчики» — это средство измерения, с помощью которого определяют объём ресурсов, поданных в конкретный многоквартирный дом.

Стоимость «коммуналки» в домах без общедомовых счётчиков может рассчитываться по следующим вариантам:

  1. Если в квартирах установлены индивидуальные приборы, то оплата за пользование ресурсами идёт по их показателям. Оплата же за содержание общего имущества «раскидывается» по всем квартирам
    пропорционально их доле
    . Стоимость их при этом определяется с учётом п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг. А этот пункт, в свою очередь, ссылается на формулы, в которых для определения цены используются утверждённые по региону нормативы потребления.
  2. Если индивидуальные приборы учёта также отсутствуют, то стоимость коммунальных ресурсов за жилые помещения определяется нормативным методом, а за общее имущество пропорционально доле каждой квартиры.

Отсутствие общедомового счётчика — это большая опасность для владельцев многоквартирного дома. Дело в том, что коммунальные услуги не всегда распределяются только среди потребителей. В инженерных сетях нередко случаются обрывы, аварии и прочие ситуации, когда ресурс просто «распыляется». Такие потери ресурсоснабжающие компании пропорционально распределяют среди объектов, где не установлены коллективные приборы учёта.

Расчёт оплаты коммунальных услуг при превышении нормативов потребления

Нормативы использования коммунальных услуг также являются своего рода лимитом оплаты. Если объем ресурсов, потребленных жильцами в расчетный период, превысит установленный в регионе показатель, то компания-поставщик должна оплачивать превышающее норматив количество ресурсов за свой счет. Законодатель пока защищает владельцев помещений, в которых отсутствуют приборы учёта от лишнего экономического давления поставщиков коммунальных ресурсов.

Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг

Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.

Минстрой РФ о расчёте платы за жилищно-коммунальные услуги

Когда по закону применяются норматив и соцнорма

Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.

Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца — исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).

Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).

Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.

Начинают действовать новые нормативы на ОДН

Кто и как устанавливает нормативы потребления

Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.

Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:

  • потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
  • потреблённого в помещениях собственников;
  • используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).

При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:

  • этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
  • количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
  • состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
  • объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.

Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).

Например, нормативы для коммунальных услуг, установленные в регионах РФ:

Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:

  • при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
  • при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
  • при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.
Из чего складывается тариф на электроэнергию, и почему он растётИз чего складывается тариф на электроэнергию, и почему он растёт

Когда применяется социальная норма

Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.

Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.

Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).

Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:

  • низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
  • высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.

В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).

Соцнорма зависит от:

  • расположения помещения в городе или сельской местности;
  • наличия стационарной электроплиты;
  • системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
  • состояния дома: аварийность, степень износа;
  • отопительного сезона.

При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:

Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).

Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).

При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.

Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).

На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.

Пост-релиз вебинара «Новый порядок расчётов размера платы за КУ»

В чём главные отличия норматива от соцнормы

И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:

Нормативы потребления коммунальных услуг \ Акты, образцы, формы, договоры \ Консультант Плюс

]]>

Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативы потребления коммунальных услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Нормативы потребления коммунальных услуг

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Нормативы потребления коммунальных услуг

Нормативные акты: Нормативы потребления коммунальных услуг

«Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 27.12.2019)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таблица нормативов — «ТНС энерго Кубань»

Категория многоквартирных домов

Норматив потребления

Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками

0,322

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками и иным оборудованием

0,380

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения

0,447

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения и иным оборудованием

0,505

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием систем отопления

0,537

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием систем отопления и иным оборудованием

0,595

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения и систем отопления

0,662

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения и систем отопления и иным оборудованием

0,720

Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками

1,412

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками и иным оборудованием

1,470

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения

1,537

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения и иным оборудованием

1,595

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием систем отопления

1,627

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием систем отопления и иным оборудованием

1,685

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения и систем отопления

1,752

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения и систем отопления и иным оборудованием

1,810

Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками

0,322

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками и иным оборудованием

0,380

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения

0,447

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения и иным оборудованием

0,505

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием систем отопления

0,537

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием систем отопления и иным оборудованием

0,595

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения и систем отопления

0,662

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения и систем отопления и иным оборудованием

0,720

Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками

1,412

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками и иным оборудованием

1,470

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения

1,537

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения и иным оборудованием

1,595

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием систем отопления

1,627

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием систем отопления и иным оборудованием

1,685

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения и систем отопления

1,752

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения и систем отопления и иным оборудованием

1.810

что входит в оплату ЖКХ

Коммунальные ресурсы — это холодная и горячая вода, электричество и отопление, тепловая энергия, газ, твердое топливо для печного отопления, если оно есть. Еще в перечень коммунальных услуг входит отведение сточных вод и вывоз мусора.

Рассказываем подробно про коммунальные услуги.

Что вы узнаете

Есть два документа, которые регулируют правила предоставления и оплаты КУ:

  1. Постановление Правительства РФ о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
  2. Жилищный кодекс РФ.

Коммунальные и жилищные услуги — не одно и то же. Важно помнить, что в коммунальные услуги входит передача ресурсов. В жилищные услуги входит управление многоквартирным домом, а также содержание и ремонт общего имущества жильцов.

Платежи за коммунальные услуги можно вносить управляющей компании или ТСЖ, а можно напрямую поставщику.

Нормативы

Установка нормативов на коммунальные услуги входит в обязанности местных властей — по каждому виду услуг свой норматив. Ищите нормативы в местных законодательных актах или на сайтах поставщиков, региональных порталах вроде mos.ru или gov.spb.ru.

Нормативы на ЖКУ в Москве

Нормативы на ЖКУ в СПб

Исполнители коммунальных услуг

Исполнитель КУ — это организация, которая предоставляет их потребителям.

В жилом доме исполнителем еще может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.

Исполнитель обязан:

  1. Предоставлять потребителям коммунальные услуги, которые входят в договор, круглосуточно и в полном объеме.
  2. Заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку ресурсов.
  3. Обслуживать инженерные системы.
  4. Ежемесячно снимать показания общедомовых счетчиков и принимать показания индивидуальных приборов учета — воды, газа, электричества — потребителей. Учитывать показания для расчета размера платы пользователей.
  5. Рассчитывать размер платы и производить перерасчет, если нужно.
  6. Принимать жалобы от жильцов и сообщать им об авариях и работах, которые могут помешать подаче КУ.

Исполнителями в одном доме могут быть сразу несколько организаций: управляющая компания и поставщики ресурсов.

Кто является обязательным плательщиком

Граждане и организации обязаны оплачивать КУ за помещение, которое они занимают.

Что входит в перечень коммунальных услуг для физических лиц

Вот что входит в список коммунальных услуг, которые предоставляют жильцам:

  1. Холодная вода.
  2. Горячая вода.
  3. Тепловая энергия.
  4. Водоотведение.
  5. Электроснабжение.
  6. Газоснабжение, в том числе бытовой газ в баллонах.
  7. Отопление.
  8. Твердое топливо при наличии печного отопления.
  9. Содержание и ремонт общего имущества.
  10. Вывоз мусора.

п. 4 ч. II Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354

У потребителя может быть одна коммунальная услуга или несколько, но не обязательно все, которые входят в перечень.

Если в многоквартирном доме нет общего прибора учета (ОДПУ), плата за его установку ложится на плечи собственников помещений. Оплатить ОДПУ собственник квартиры может единовременно или в рассрочку до пяти лет, нежилого помещения — только единовременно.

ст. 12 и п. 12 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ

КУ должны предоставлять круглосуточно. Если произошла авария или проводятся профилактические работы, исполнитель может приостановить подачу определенного ресурса, например горячей или холодной воды, на несколько часов до устранения причины аварии или окончания работ.

Требования к качеству коммунальных услуг

Что входит в перечень коммунальных услуг для юридических лиц

Собственники жилых помещений напрямую договор не заключают — этот вопрос входит в полномочия управляющей организации.

Квитанция на оплату коммунальных услуг

Структура квитанции

Утвержденной формы квитанции нет, но есть примерная форма платежного документа. Квитанцию формирует управляющая организация. В ней есть список коммунальных и жилищных услуг, указано, что входит в прочие услуги, если они есть.

Квитанция на оплату коммунальных услуг состоит из нескольких разделов:

  1. Данные о плательщике и исполнителе.
  2. Расчет размера платы за жилищные, коммунальные и прочие услуги.
  3. Справочные данные — сюда входят показания общих приборов учета и общий объем потребления КУ многоквартирным домом.

Еще в квитанции пишут тарифы, объем потребления и цены за каждый вид ресурса. Если есть данные о задолженности, переплате и перерасчете, их тоже указывают.

Потребитель обязан оплатить КУ до десятого числа месяца, следующего за расчетным периодом. А исполнитель должен прислать квитанцию до первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом.

п. 66 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354

Квитанция на оплату жилищных, коммунальных и прочих услуг в многоквартирном доме от УК

Как формируется счет

Счет формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.

Если прибора учета нет, размер платы определяется по нормативам и рассчитывается по другой формуле: количество проживающих в квартире или доме умножается на норматив потребления и цену КУ.

Частые вопросы

Разберемся, входит ли капитальный ремонт в коммунальные платежи, а коммунальные услуги — в арендную плату и можно ли от них отказаться.

Входит ли капитальный ремонт в коммунальные услуги

Капитальный ремонт входит в плату за жилое помещение и коммунальные услуги только для собственника помещения в многоквартирном доме. Наниматель помещения не оплачивает капитальный ремонт.

п. 2 ст. 154 ЖК РФ

Входят ли коммунальные услуги в арендную плату

Нет, не входят: арендная плата не связана с коммунальными услугами — это отдельный платеж за пользование помещением.

Можно ли отказаться от отдельных видов услуг

Отказаться от ЖКУ нельзя, но можно отказаться от дополнительных услуг, которые входят в квитанцию: от радио или телевидения, диспетчера, охраны и прочих навязанных управляющей компанией услуг. Для решения этого вопроса нужно обратиться к поставщику и написать заявление об отказе.

Обратитесь в управляющую организацию и уточните, как отказаться от дополнительных услуг, которые входят в квитанцию: через нее или через поставщика. Вам может понадобиться справка от поставщика об отсутствии задолженности.

Нормативы потребления в городе Москва по коммунальным услугам

Нормативы потребления в городе Москва используются для начисления оплаты за потребленные коммунальные услуги. Такие нормы установлены для каждого ресурса.

Нормы, используемые при оплате жилья и ЖКУ

В 2020 году используется социальная норма площади помещения для производства расчета и предоставления преференций по оплате за коммуналку и отопление. Данные правила касаются ситуаций, когда в правовых актах прописано, что определение льгот производится с учетом социального норматива.

нормы потребления в столице

В таблице отражены применяемые значения:

Количество жильцов

Норма

Гражданин проживает одиноко

33 квадрата общей площади
Семейство состоит из двух лиц

42 квадрата

Три и более гражданина в семье

По 18 квадратов для каждого

Указанный норматив величины помещения, принимаемый во внимание, когда производится расчет оплаты за ЖКУ, разработан Постановлением Правительства г. Москва №306 от 2006 года «Об утверждении Правил…».

Норматив потребления воды в 2020 года в столице

Для оплаты коммунальных услуг применяются нормативы, закрепленные в вышеуказанном Постановлении. В ситуации, когда помещение оборудовано приборами учета, то их показания используются для расчета оплаты.

Суммы, идущие на общедомовые нужды, распределяются между собственниками всех квартир. Учитывается величина конкретного жилья в пропорциональном соотношении с общей площадью дома. В ситуации, когда квартира не оборудована приборами учета, расчет производится на основании нормативов. Аналогичные правила применяются к начислению суммы за общедомовое имущество, при этом она подлежит делению между всеми в равной степени.

Данные положения отражены в Постановлении Правительства №129 от 2015 года «О внесении изменений…».

Без счетчика оплата начисляется в повышенном объеме, что применимо к ситуации, когда гражданин несет обязанность по установке рассматриваемого прибора.

В Москве в настоящее время применяются нормативы холодной воды, представленные как 6,935 м3 на 1 человека за месяц. Для горячей воды указанная норма составляет — 4,745 м3 на гражданина. Если объем потребления определяется без учетных приборов, рассчитанное значение подлежит увеличению на размер потребления на общедомовые нужды.

Важно! Постановление Правительства Москвы от 2014 года №75-ПП указывает, что суммарный объем использования воды в жилье, не оборудованном учетными приборами, не может составлять более величин утвержденных нормативов на лицо, умноженных на 2.

Норма потребления ЖКУ москвичами

С начала 2020 года установленные нормативы потребления на территории столицы останутся в прежнем объеме. Данные показатели начали применяться в Москве с июля 2019 года и будут действовать до июля 2020.

С лета тарифы возросли на 7,5% по сравнению с первым полугодием 2019.

сколько составляет норматив потребления в Москве

Ежегодно Правительство страны рекомендует региональным властям повышать стоимость жилищно-коммунальных услуг минимум на процент, свойственный инфляции. Кроме того, субъекты наделены правом вносить коррективы в действующие значения. Стандартно в столице страны устанавливаются повышенные нормативы. Причина состоит в том, что каждый год повышается стоимость работ ресурсоснабжающих компаний.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 11.01.1994 г. № 41 «О переходе на новую систему оплаты…» устанавливаются нормативы отопления:

  • расход тепловой энергии, предназначенной для обогрева помещения — 0,016 Гкал/кв. м;
  • подогрев воды — 0,294 Гкал/чел.

Данные показатели применяются в ситуации, когда в помещении не установлен прибор учета потребляемого ресурса.

Нормативы газа

Также на территории столицы применяются отдельные нормативы газа. Они зависят от количества лиц, проживающих в квартире.

Представлены в следующем:

  • если гражданин проживает одиноко и его жилое помещение оборудовано газовой плитой, то норматив составляет 50 м³/чел. в месяц;
  • когда в квартире, оснащенной газовой плитой, проживает семья – 45 м³/чел. в месяц;
  • при наличии в жилом помещении и проведении горячего водоснабжения – 8,3 м³/чел. в месяц;
  • если квартира оснащена газовой плитой и водонагревателем – 20,8 м³/чел. в месяц;
  • когда центральное водоснабжение отсутствует и есть газовая плита – 10,4 м³/чел. в месяц.

Указанные нормативы также будут применяться в ситуации, если помещение не оборудовано приборами учета. Когда дом не газифицирован, при этом гражданин использует газовую плиту, вносить оплату за рассматриваемый ресурс не потребуется.

Нормативы водоотведения в столице

Норматив потребления воды в Москве отражен выше, различен на горячую и холодную. В данном направлении следует учитывать положения Постановления Правительства Москвы от 11.01.1994 г. №41.

Загрузка ... Загрузка …

норматив водоотведения в столице

В зависимости от уровня оснащенности конкретного дома разными системами коммуникации устанавливаются отдельные значения нормативов. Для примера, если в жилом доме оборудована канализация, водопровод, ванна, горячее центральное водоснабжение, для водоотведения нормой выступает 11, 68 м³ на 1 человека в месяц. В этом случае на гражданина норматив по холодной воде — 6,935, по горячей — 4,745.

Если в помещении есть канализация, водопровод и ванна с нагревателями газового типа:

  • холодное водоснабжение — 9,86 м3 на гражданина;
  • отведение воды – 9,86.

Если в помещении многоквартирного дома проведен водопровод с нагревателями газового типа для ванн и канализаций, то нормативы меняются. В этом случае водоотведение и снабжение горячей водой составляет 9,49 м3 на человека.

Обратите внимание: когда рассматривается жилое строение гостиничного типа, которое оборудовано водопроводом, горячей водой, газом, нормативы по водоотведению составляют 7,31 м3 на лицо, для холодного водоснабжения показатели — 4,386, для горячего – 2,924.

В ситуации, когда многоквартирный дом имеет газопровод, канализацию, водопровод, но нет ванн, норматив по водоотведению составляет 4,57 м3 на 1 человека, для холодного водоснабжения – 4,57 м3. Кроме того, допустимые значения устанавливаются относительно полиса приусадебного участка, которые равны 0,16 м3. Данная норма является актуальной с мая по сентябрь.

Нормативы потребления электричества в столицы

В отношении электроэнергии также применяются отдельные нормативы. Данные значения также имеют отличия в зависимости от того, какими системами оборудован МКД.

норматив электричества в Москве

Используются показатели:

  • если квартире имеется газовая плита – 100 кВт на человека;
  • наличие электрической плиты – 150 кВт;
  • когда установлен водонагреватель – 120 кВт;
  • если применяется как водонагреватель, так и электроплита – 170 кВт.

Указанные значения возрастают в зависимости от того, сколько граждан проживает в квартире. Однако нормативы сокращаются пропорционально тому, как растет количество проживающих в помещении.

Использование повышающих коэффициентов

Нормы потребления тепла, воды, газа и электрической энергии повышаются на коэффициент в ситуации, когда гражданин должен был оборудовать помещение учетным приборам, но не сделал этого.

В этом случае применяются положения Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 № 344, где указаны повышающие значения для расчета суммы оплаты за ЖКУ.

Представлены они таким образом:

  • на начало 2018 года – 1,6;
  • с 2019 года – 1,7;
  • на начало 2020 – 1,8.

В результате гражданину приходится оплачивать повышенную стоимость предоставленных ресурсов.

Таким образом, нормативы потребления услуг жилищно-коммунального сектора в пределах столицы контролируются органами исполнительной системы. С каждым годом установленные значения меняются.

Социальные нормы и нормативы, установленные для расчета субсидий и предоставления льгот

Если вы хотите получать от государства какую-либо помощь, вам нужно «вкладываться» в социальные нормы и нормативы, которые определены в Постановлении Кабмина «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания».
Например, согласно этим нормам, вам дадут субсидию на 4 кубометра воды. Если у вас нет счетчика, то оставшиеся 4 (норматив потребления воды без прибора учета на человека — 8 кубометров) вы будете оплачивать самостоятельно.

Социальная норма жилья для получения субсидии
Для платы за пользование жильем/содержание жилья — 13,65 кв. метра общей площади на одного человека и дополнительно 35,22 кв. метра на домохозяйство;
Для централизованного и индивидуального отопления (теплоснабжения) независимо от источника и вида энергии — 13,65 кв. метра отапливаемой площади на одного человека и дополнительно 35,22 кв. метра на домохозяйство.

Социальная норма жилья для тех, кто имеет льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг
Для платы за пользование жильем/содержание жилья — 21 кв. метр общей площади на одного человека и дополнительно 10,5 кв. метра на семью;
Для централизованного и индивидуального отопления (теплоснабжения) независимо от источника и вида энергии — 21 кв. метр отапливаемой площади на одного человека и дополнительно 10,5 кв. метра на семью.
Для семей ветеранов войны, жертв нацистских преследований, состоящих только из нетрудоспособных лиц (статьи 12, 13, 14 и 15 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» и статьи 6 — 1, 6 — 2, 6 — 3 6 — 4 Закона Украины «О жертвах нацистских преследований»), в случае пользования газоснабжением указанная норма составляет 42 кв. метра отапливаемой площади на одного человека, имеющего право на скидку платы, и дополнительно 21 кв. метр на семью.

Социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами
Централизованное и индивидуальное отопление

  • в случае использования тепловой энергии для централизованного отопления абонентами, жилые дома которых оборудованы домовыми и/или квартирными приборами учета, — 0,0548 Гкал на 1 кв. метр отапливаемой площади в месяц в отопительный период;
  • в случае использования природного газа для индивидуального отопления — 7 куб. метров природного газа на 1 кв. метр отапливаемой площади в месяц в отопительный период;
  • в случае использования электрической энергии для индивидуального отопления — 65 кВт · ч на 1 кв. метр отапливаемой площади в месяц в отопительный период.

При наличии отдельного учета потребления электроэнергии по периодам времени социальный норматив использования электроэнергии распределяется следующим образом:

  • по двухзонным тарифам, дифференцированным по периодам времени: 67 процентов объема потребленной электроэнергии по тарифу в часы ночной минимальной нагрузки энергосистемы (с 23 часов до 7 часов) и 33 процента объема потребленной электроэнергии по тарифу в другие часы суток;
  • по тризонным тарифам, дифференцированным по периодам времени: 21 процент объема потребленной электроэнергии по тарифу в часы максимальной нагрузки энергосистемы (с 8 часов до 11 часов и с 20 часов до 22 часов), 33 процента об объёма потребляемой электроэнергии по тарифу в полупиковый период (с 7 часов до 8 часов, с 11 часов до 20 часов, с 22 часов до 23 часов) и 46 процентов объема потребленной электроэнергии по тарифу в часы ночной минимальной нагрузки энергосистемы (с 23 часов до 7 часов).

Холодная вода
Для пользования услугами по централизованному снабжению холодной воды — 2,4 куб. метра на одного человека в месяц при наличии централизованного снабжения горячей воды и 4 куб. метра на одного человека в месяц при отсутствии централизованного снабжения горячей водой.
В случае перерыва в предоставлении услуг по централизованному снабжению горячей воды (более чем на 14 суток) в установленном законом порядке — 4 куб. метра холодной воды на одного человека в месяц.
В случае отсутствия квартирных приборов учета холодной воды начисления платы за пользование услугами по централизованному снабжению холодной воды инвалидам войны и членам их семей, на которых в соответствии с законодательством распространяются льготы, осуществляется исполнителями/производителями такой услуги согласно социальным нормативам.
Горячая вода
Для пользования услугами по централизованному снабжению горячей воды — 1,6 куб. метра на одного человека в месяц.
В случае отсутствия квартирных приборов учета горячей воды начисления платы за пользование услугами по централизованному снабжению горячей воды инвалидам войны и членам их семей, на которых в соответствии с законодательством распространяются льготы, осуществляется исполнителями/производителями такой услуги согласно социальным нормативам.
Канализация
Для пользования услугами централизованного водоотведения — 4 куб. метра на одного человека в месяц.
В случае отсутствия централизованного водоотведения (при отсутствии системы водоотведения и при наличии централизованного водоснабжения и выгребных ям) для вывоза жидких нечистот — 4 куб. метра на одного человека в месяц.
В случае отсутствия квартирных приборов учета холодной и/или горячей воды начисления платы за пользование услугами по централизованному водоотведению инвалидам войны и членам их семей, на которых в соответствии с законодательством распространяются льготы, осуществляется исполнителями / производителями такой услуги согласно социальным нормативам, установленным абзацем первым подпункта 2 и / или подпункта 3 настоящего пункта;
Услуги по газоснабжению
При установке газовых счетчиков:
— При наличии газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения — 6 куб. метров на одного человека в месяц;
— При наличии газовой плиты при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя — 9 куб. метров на одного человека в месяц;
— При наличии газовой плиты и газового водонагревателя — 18 куб. метров на одного человека в месяц;
При отсутствии газовых счетчиков — смотрите нормы потребления в случае отсутствия газовых счетчиков
Электроснабжение (до 31 декабря 2017) в жилых помещениях:

  • в жилых помещениях (домах), кроме тех, которые указаны в абзацах третьем — шестом этого подпункта, — 90 кВт · ч в месяц на семью (домохозяйство) с человека и дополнительно 30 кВт · ч в месяц на каждого другого члена семьи, но не более 210 кВт · ч в месяц;
  • оборудованных стационарными электроплитами, при наличии централизованного снабжения горячей воды — 130 кВт · ч в месяц на семью (домохозяйство) с человека и дополнительно 30 кВт · ч в месяц на каждого другого члена семьи, но не более 250 кВт · ч в месяц;
  • оборудованных стационарными электроплитами, при отсутствии централизованного снабжения горячей воды — 150 кВт · ч в месяц на семью (домохозяйство) с человека и дополнительно 30 кВт · ч в месяц на каждого другого члена семьи, но не более 270 кВт · ч в месяц;
  • не оборудованных стационарными электроплитами, при наличии централизованного снабжения холодной воды и при отсутствии централизованного снабжения горячей воды и газовых водонагревательных приборов — 120 кВт · ч в месяц на семью с человека и дополнительно 30 кВт · ч в месяц на каждого другого члена семьи, но не более 240 кВт · ч в месяц;
  • в селах и поселках городского типа для граждан, которым в соответствии с законодательством государство обеспечивает бесплатное освещение жилья — 30 кВт · ч в месяц на одного человека.

Для пользования услугами по электроснабжению (с 1 января 2018) в жилых помещениях:

  • в жилых помещениях (домах), кроме тех, которые указаны в абзацах третьем — шестом настоящего подпункта, — 70 кВт · ч в месяц на семью (домохозяйство) с человека и дополнительно 30 кВт · ч в месяц на каждого другого члена семьи, но не более 190 кВт · ч в месяц;
  • оборудованных стационарными электроплитами, при наличии централизованного снабжения горячей воды — 110 кВт · ч в месяц на семью (домохозяйство) с человека и дополнительно 30 кВт · ч в месяц на каждого другого члена семьи (домохозяйства) на жилое помещение (дом ), но не более 230 кВт · ч в месяц;
  • оборудованных стационарными электроплитами, при отсутствии централизованного снабжения горячей воды — 130 кВт · ч в месяц на семью (домохозяйство) с человека и дополнительно 30 кВт · ч в месяц на каждого другого члена семьи на жилое помещение (дом ), но не более 250 кВт · ч в месяц;
  • не оборудованных стационарными электроплитами, при наличии централизованного снабжения холодной воды и при отсутствии централизованного снабжения горячей воды и газовых водонагревательных приборов — 100 кВт · ч в месяц на семью с человека и дополнительно 30 кВт · ч в месяц на каждого другого члена семьи (домохозяйства) на жилое помещение (дом), но не более 220 кВт · ч в месяц;
  • в селах и поселках городского типа для граждан, которым в соответствии с законодательством государство обеспечивает бесплатное освещение жилья — 30 кВт · ч в месяц на одного человека.

Твердые бытовые отходы
Пользование услугами по вывозу твердых бытовых отходов — 0,4167 куб. метра на одного человека в месяц; жидких бытовых отходов — 0,76 куб. метра на одного человека в месяц.
В зависимости от особенностей регионов и типа зданий социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами, определяются с учетом корректирующих коэффициентов.

Leave Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *