Отопление в гараже на тосоле своими руками от печки
Гараж, зачастую выполняет для его владельца сразу несколько функций. Кроме своего основного предназначения хранить автомобиль от злоумышленников и природных катаклизмов, он ещё служит и ремонтной зоной и складом запчастей и горюче-смазочных материалов и нередко местом отдыха. Если на улице лето – вопросов нет. Открыл ворота, включил переноску и ремонтируй сколько необходимо. Но если на улице сильно минусовая температура, то о комфортном времяпровождении или работе можно забыть. И стоит задуматься, как соорудить отопление в гараже на тосоле своими руками, если не приняты какие-то другие решения.
Достоинства и недостатки использования тосола в системе отопления
ТосолОсновная причина, по которой в систему отопления гаража заливают тосол – это то, что в этом случае не придётся опасаться размораживания батарей во время сильных морозов. Порог кристаллизации у тосола намного ниже, чем у обычной воды. В зависимости от марки он не замерзает и при -20, и при -30 и даже при -40 градусах. Тосол, конечно, может несколько загустеть, но это абсолютно никак не скажется на его качествах и при нагреве он быстро вновь перейдёт в жидкое состояние. При этом и температура кипения у него выше, чем у воды, так что и с этой стороны он безопаснее.
Однако недостатков, или если точнее, некоторых неудобств применения тосола в системе отопления гаража, смонтированной собственными руками намного больше. Сразу стоит оговориться, что неудобства эти относятся скорее к процессу сборки системы, во время которого необходимо соблюдать некоторые меры безопасности и учитывать свойства этой незамерзающей жидкости. Все их стоит перечислить и немного объяснить:
- Вязкость. Это свойство тосола, которое намного выше, чем у воды, предусматривает установку более мощного циркулярного насоса.
- Теплоёмкость наоборот намного ниже. То есть в то время, когда вода нагреется до 30 градусов, тосол при тех же исходных условиях достигнет только 20-25 градусов. А это можно компенсировать только установкой дополнительных радиаторов.
- Текучесть. Этот компонент тоже повышенный, а значит, проверку системы на трещины придётся производить с собой тщательностью, дабы избежать малейшей утечки.
- При долгом отсутствии циркуляции, иначе говоря, застое жидкости, могут образоваться хлопья, которые оседая, могут привести всю отопительную систему в негодность.
- Срок эксплуатации. Тосол прослужит в виде жидкости для отопления гаража не больше пяти лет. После этого его придётся сливать, тщательно промывать всю систему и заливать новый.
- И главный недостаток тосола заключается в том, что он ядовит. И не только сама жидкость, но и её пары. А при упомянутом выше условии повышенной текучести, возможность его протекания и попадания атмосферу гаража весьма возможна. При обнаружении этой неприятности, следует незамедлительно устранить причину утечки, тщательно промыть и проветрить помещение.
Недостатков значительно больше. Однако это совсем не означает, что о системе отопления гаража на тосоле, смонтированной своими руками следует забыть. Просто выполнять все работы по монтажу теплообменников, радиаторов отопления и труб нужно более тщательно и с соблюдением всех правил техники безопасности.
Отопление в гараже на тосоле – тонкости монтажа
Трубы из алюминияМонтаж всей системы отопления начинается от печки.
- Исходя из своих предпочтений и возможностей, устанавливаем на выбранное место отопительное устройство. Электрический или газовый котёл. Печку, работающую на дровах, на отработке или на другом виде топлива.
- Вешаем алюминиевые или чугунные радиаторы с таким расчетом, чтобы обогрев всего помещения был равномерным.
- Трубы для подсоединения радиаторов к печке следует выбирать, учитывая вязкость тосола. То есть диаметром они должны быть как минимум в 1,5 раза больше, чем для водяного отопления.
- Циркулярный насос монтируется в систему на расстоянии не менее 1 метра от отопительного прибора. Рекомендуется с обеих сторон поставить запорные краны. Делается это для того, чтобы была возможность при необходимости снять насос, без необходимости сливать тосол из всей системы. Сам же насос следует выбирать с таким расчётом, чтобы он был вдвое мощнее, чем при использовании в аналогичной системе отопления, работающей на воде.
- Расширительный бак устанавливаем как можно выше. Идеальный вариантом будет вывести его на крышу
- Тщательно соединить все элементы. Резьбовые соединения лучше не использовать. Связано это с повышенной текучестью тосола, который легко просачивается через такие соединения. А вот качественный сварочный шов легко его удержит.
- Заливка в систему тосола осуществляется следующим образом:
- В расширительный бак заливается примерно 2/3 нужного объёма.
- Включается циркулярный насос.
- Следует немного погонять систему, внимательно отслеживая уровень тосола.
- При необходимости дополнять.
- Убедившись, что всё работает исправно, нет протечек и уровень тосола соответствующий, следует тщательно загерметизировать расширительный бак.
- Теперь можно осуществить первый запуск печки.
- В течении первых месяца-двух, рекомендуется ежедневно проводить визуальный осмотр всей системы, особенно места стыков и соединений на предмет утечек и прочих неисправностей.
Особое внимание при монтаже системы отопления в гараже на тосоле, следует обратить на то, чтобы все элементы были выполнены из материалов, нейтральных к веществам, содержащимся в в этой незамерзающей жидкости. Алюминий вполне отвечает этим требованиям, но он довольно дорогой, и монтировать его намного сложнее. Можно использовать толстостенные железные трубы, тем более, если в вашу систему будет входить самодельная печка.
Другие варианты отопления гаража
Для регионов с морозными и продолжительными зимами антифризы в системе отопления гаража – вариант самый приемлемый. Однако есть и другие способы.
- Водяное отопление. Система идентична вышеописанной. Только вместо тосола в неё заливается вода. Нагревается быстрее. Из многоуровневых самоделок одна из самых простых. Но в случае несвоевременного запуска может привести к разморозке труб и полному выходу из строя.
- Воздушное отопление. Наверное, единственная система, не имеющая значительных недостатков. Монтируется ничуть не сложнее. Можно оставлять на неопределённое время без необходимости подтапливать.
- Электрическое отопление. При помощи калориферов, воздушных пушек и прочих приборов. Практически безопасна, но весьма дорогостоящая.
- На сжиженном газе. Требуется газовый нагревательный котёл, к которому подсоединяется баллон с пропаном. Довольно экономичный вариант, но есть опасность возникновения пожара. Оставлять работающую установку без присмотра не рекомендуется.
- «Буржуйка». Небольшая железная печка, потребляющая все виды твёрдого топлива. Быстрый нагрев, хорошая отдача тепла. К недостаткам необходимо отнести обязательное сооружение дымохода и повышенная пожароопасность.
Какой бы вид отопительной системы вы не установили у себя в гараже, главное хорошо понимать, что безопасность всегда должна стоять на первом месте. Место для печки выбирайте подальше от запасов горюче-смазочных материалов.
Заведите привычку периодически проверять все элементы этой системы и устранять неполадки сразу, не откладывая на потом. И тогда и ваш гараж, и ваш автомобиль, да и вы сами будете довольны.
Отопление в гараже, электричеством, отработкой, на тосоле, дровами
Довольно часто гараж являет собой отдельно стоящее строение, в котором из удобств присутствует лишь электричество. Соответственно, в зимнее время находиться в нем довольно тяжело, поскольку в гараже банально холодно. Но что делать, если пользоваться гаражом необходимо постоянно? Решение одно – сделать отопление в гараже.
Такой гараж должен быть только теплым
Автономные системы отопления для гаражей весьма дорого стоят. Поэтому неудивительно, что большинство наших соотечественников стремятся сделать отопительную систему своими руками.
Варианты решения
Можно выделить четыре типа систем отопления в гараже, различающихся используемым в них топливом:
- электрическая;
- газовая;
- на жидком топливе;
- на твердом топливе.
Рассмотрим же особенности устройства каждой из них – разные системы отопления в гараже вы увидите на фото.
Газовая система отопления
Не самое хорошее решение – автономное отопление гаража газом, если вопрос стоит об отоплении отдельно стоящего гаража. Причин тому несколько. Прежде всего – весьма строгие правила, выдвигаемые сотрудниками газовых компаний. Если вы решили устроить газовое отопление в гараже – будьте готовы к регулярным проверкам. Кроме того, не возле всех гаражей есть возможность подключения к газовой трубе.
Впрочем, если у вас есть возможность подключиться к источнику данного типа топлива, и вы сумели устроить отопление гаража газом в соответствии с требованиями газовиков, то проблем не возникнет. Тем более, что данная система весьма проста и не требует большого количества материалов для монтирования.
Газовое отопление гаража
Электрическая система отопления
Электрическое отопление в гараже также можно назвать достаточно эффективным, однако, есть несколько нюансов. Прежде всего, не все настолько хорошо «дружат» с электросетями и необходимыми отопительными приборами, чтоб создать автоматическую электрическую отопительную систему. Так что, как минимум, вам придется искать специалиста, который поможет в этом вопросе.
Сегодня существует немало способов создать в гараже практичную систему, которая круглосуточно будет поддерживать в гараже определенную температуру (допустим, +10 градусов).
Использование такой системы поможет вам с легкостью завести автомобиль даже тогда, когда на улице стоят сильнейшие морозы. Так что можно с уверенностью сказать, что отопление гаража электричеством существенно экономит время и средства, которые тратятся на бензин. С другой стороны, следует учитывать, что вам придется оплачивать весьма внушительные счета за электроэнергию. К тому же, как бы печально это не звучало, но крайне сложно найти гараж, в котором никогда не бывает перебоев с подачей электричества.
Электрические калориферы
Еще одна сложность, которая может возникнуть при создании электрической отопительной системы для гаража – отсутствие качественных отопительных приборов. Не стоит даже рассматривать для такой цели популярные нынче УФО. Они отличаются невысоким коэффициентом полезности, зато потребляют много электричества. Поэтому при выборе прибора отопления непременно посоветуйтесь со специалистами.
Рекомендуем к прочтению:
Отопление на жидком топливе
Не самый подходящий вариант отопительной системы – отопление гаража отработкой. Конечно же, топливо для подобных систем (а используется в них обычное отработанное машинное масло) является довольно доступным материалом. Его в любом количестве можно недорого приобрести на ближайшем СТО. Но на этом преимущества системы отопление в гараже на тосоле заканчиваются.
Дело в том, что подобная система стоит достаточно дорого, а, кроме того, – весьма прихотлива в обслуживании. Да и надежность ее, по сравнению с иными типами отопительных систем, значительно ниже.
Отопительная система на твердом топливе
Наиболее простым и доступным способом отопления гаража является печное отопление гаража – печь, работающая на твердом топливе. На современном рынке можно найти уже готовое изделие, которое будет полностью соответствовать всем вашим требованиям. Но приобретение готовой печи требует больших средств. А вот соорудить такую систему самостоятельно – куда проще. Вы сможете рассчитать необходимые характеристики и сделать такую систему, которая идеально подойдет.
Твердотопливный котел
Единственными недостатками, которыми обладают печи на твердом топливе – повышенная опасность возгорания и необходимость сооружения дымохода. Кроме того, отопление гаража дровами является довольно громоздким, да, к тому же, требует наличия в гараже места для хранения топлива (угля или дров).
Универсальные отопительные системы
Такое альтернативное отопление гаража – довольно неподходящий вариант. Конечно же, весомое преимущество универсальных систем отопления состоит в том, что они могут работать на любом топливе. То есть, вы можете просто использовать то, что в данный момент есть в наличии.
Впрочем, универсальные отопительные системы имеют несколько довольно серьезных недостатков, что делает их применение в гараже попросту нецелесообразным.
Прежде всего, универсальные способы отопления гаража имеют довольно высокую стоимость. Кроме того, их установка – также довольно хлопотный, трудоемкий процесс, требующий соблюдения большого количества условностей. При этом многие отмечают, что надежность универсальных отопительных систем зачастую значительно уступает надежности специализированных.
Универсальная система отопления гаража
Впрочем, специализированные варианты отопления гаража, которые предусматривают использование одного типа топлива, также могут иметь довольно серьезные недостатки. В частности, более современные системы довольно часто являются весьма «капризными». То есть, они требуют применения какого-либо одного типа труб, особой спецификации топлива или соблюдения строгих правил эксплуатации и чистки.
При этом в случае малейшего нарушения какого-нибудь, даже самого незначительного, на первый взгляд, требования, вы быстро осознаете, что большие средства буквально «выброшены на ветер». И ваша современная отопительная система имеет тот же уровень полезности, что и сложенная вручную печь.
Рекомендуем к прочтению:
Альтернативные способы
Инфракрасное отопление гаража – используются специальные инфракрасные обогреватели. Система довольно эффективна – обогреваются только те предметы, которые попадают в радиус обогрева.
Паровое отопление в гараже – бюджетный вариант. Здесь используются: паровой котел, паровая турбина, редукционно-охладительная установка.
Воздушное отопление гаража способно поддерживать температурный режим в гараже. А работать система может не только на электроэнергии, но и на разных видах топлива.
Схема работы воздушного отопления
Масляное отопление гаража – работает от электрической сети. Масляный радиатор удобен в работе, а также мобилен.
Отопительная система гаража своими руками
В большинстве случаев гараж – довольно небольшое помещение. Однако, даже учитывая этот факт, порой бывает весьма сложно спроектировать правильно водяное отопление в гараже, которое, не имея дополнительного теплоносителя (вода), будет давать достаточно количество тепла. Поэтому некоторые умельцы используют небольшие хитрости, дабы хоть немного повысить уровень теплоотдачи. Например – установка не вертикального, а наклонного дымохода. То есть, труба, через которую выходит дым, проходя по помещению, также способствует обогреву комнаты.
Горизонтальны дымоход служит дополнительным источником обогрева гаража
Если вы решили прибегнуть к такому дополнительному элементу отопления, придется приложить немало усилий – ведь в дымоходе необходима тяга, а обеспечить ее в наклонной трубе может быть довольно сложно. Для регулирования тяги необходима заслонка – простой и удобный элемент, который также способствует более сильному прогреву. Ведь в момент, когда основное топливо в печи прогорело, теплый воздух значительно активнее будет покидать печь и «вырываться» на улицу через дымоход. А заслонка сдержит его, оставляя в трубе и этим, соответственно, усиливая прогрев комнаты.
В большинстве случаев наиболее комфортной температурой для гаража является +15 — + 18 градусов.
Конечно, поддерживание температуры на данном уровне необходимо только в том случае, если в гараже постоянно находятся люди – то есть, он служит не просто местом стоянки автомобиля, а является, допустим, ремонтной мастерской. В таком случае, исследуя способы отопления ремонтного гаража, можно сказать, что в данном случае самый подходящий вариант – сооружение печи на жидком или твердом топливе.
Печь на жидком топливе
Лучше всего делать печь из металла – она имеет несколько весомых преимуществ. Прежде всего – занимает значительно меньше места, чем массивная печь, выложенная из кирпича. Кроме того, металлический корпус прогревается значительно быстрее – таким образом, более быстрым является и прогрев помещения. К тому же, в случае необходимости к металлическому корпусу можно в дальнейшем приварить еще несколько стальных ребер – таким образом, при использовании небольшого количества дополнительных материалов вы сможете отапливать гараж более эффективно.
Использование печей на твердом или жидком топливе – наиболее рационально в том случае, если нет возможности наладить электрическую систему отопления. Основное препятствие при создании такой системы – перебои при подаче электроэнергии.
В случае если вам необходимо круглосуточно поддерживать в гараже определенную температуру, можно сделать печь комбинированную. Она являет собой конструкцию, имеющую каркас из металла, за которым скрывается топка из жаростойкого кирпича, дополненная колосниками из чугуна. Основными преимуществами такой системы является то, что она продолжительное время может удерживать тепло, а труба дымохода является дополнительным элементом системы. Однако следует также учитывать, что прогревается печь такого типа значительно дольше, чем металлическая.
Видео по установке разных систем отопления гаража можно посмотреть здесь.
на тосоле, от электричества, на жидком топливе своими руками
Гараж – место, где мужчины проводят большую часть своего времени. Как правило, в этом помещении кроме электричества больше ничего и нет. Возможно, вы скажете, что там ничего и не нужно. Но подумайте сами: зимой находиться в нем достаточно некомфортно, поскольку элементарно холодно, даже если вовремя принять «для согрева». Как же быть, если пользоваться гаражом нужно регулярно? Выход есть – сделать отопление в гараже своими руками так, чтобы это было быстро, удобно, безопасно. Для этого подойдет масса способов, о которых будет рассказано ниже.
Виды отопления гаражных боксов
Среди многообразия устройства отопления в гараж, можно выделить несколько основных способов реализации этой задачи:
- отопление в гараже от электричества;
- устройство газового обогрева;
- использование жидкотопливных обогревателей;
- оснащение помещения твердотопливным котлом.
А чтобы вы понимали, о чем идет речь, рассмотрим более подробно каждый из этих способов устройства отопления в гараже.
Газовый обогрев
Решение монтировать автономное газовое отопление в гараже не совсем хорошее, если это помещении находится вдали от централизованной газопроводной магистрали. Конечно, можно попробовать установить газобаллонное отопление. Но будьте готовы к частым проверкам, которые устроят вам сотрудники газовой компании.
Другое же дело, если вы основательно подойдет к реализации этой задачи, и документально оформите установку газового котла в гараже, то все закончится буквально при первой проверки и газовщики вас больше не побеспокоят.
Электроотопление
Отопление от электричества в гараже – это достаточно эффективный вариант обогрева. Это могут быть конвекторы, масляные или спиральные радиаторы, инфракрасные обогреватели и даже электрический теплый пол в зависимости от того, какие именно проводятся работы в гараже.
Подключить любой из вышеперечисленных приборов к сети несложно, необходимо только обеспечить его аккумулятором или источником бесперебойного питания на случай отсутствия электричества. А вот для того, чтобы собрать эффективно работающий электрический обогрев гаража своими руками, понадобится электрический котел и водяной контур. В целом такие работы нельзя назвать архисложными, но для его организации понадобится проложить по периметру гаража трубопровод и подсоединить его к котлу. Как это сделать, подробно изложено в статье «Обвязка электрического котла отопления».
Для того, чтобы запустить в мороз автомобиль или провести выходной в гараже, достаточно автономного источника тепла – электрического инвертора, тепловой пушки или ИК-лампы.
Поскольку сегодня достаточно сложно найти такое помещение, в котором бы не было перебоев с электропитанием, на всякий случай необходимо иметь в гараже аккумулятор или источник бесперебойного питания, посредством которых ваша обогревательная система сможет полноценно работать еще на протяжении длительного времени.
Обогрев с применением жидкого топлива
Обогревательные блоки, работающие на отработанном машинном масле, пользуются немалой популярностью среди людей, которые обустраивают свои дачные дома. Но, несмотря на это, квалифицированные специалисты не рекомендуют делать отопление в гараже на тосоле. Во-первых, печь на таком жидком топливе достаточно прихотлива в обслуживании. Во-вторых, сама установка обойдется вам не дешево. А в-третьих, надежность отопления на тосоле в гараже по сравнению с другими альтернативными способами обогрева на порядок ниже. Но вместе с тем, именно печь на отработке впервые была реализована именно в гараже, где обычно много использованного масла.
С этой статьей читают: Печь на отработке своими руками
ВИДЕО: Печь на отработанном масле (отработке) 25 кВт. Отопление двухэтажного гаража 80 м2
Отопление с помощью твердотопливных систем
Если вы не знаете, как обогреть гараж в холодное время года, то обратите внимание на печное отопление. В приоритете печи, которые отапливаются с помощью дров, угля, пеллет и прочих твердых видов топлива. Если у вас есть свободные денежные средства, то наилучшим вариантом станет заводской твердотопливный котел.
Такие товары стандартизированы и отвечают требованиям, предъявляемым к изделиям подобного плана. Однако, в последнее время, в виду дороговизны печей, люди все чаще стараются собирать такие котлы для гаража собственными силами. Наиболее яркими представителя такого способа является всем известная буржуйка и печь Булерьяна.
При обустройстве твердотопливных печей необходимо предусмотреть в гараже дымоход. Без этого конструктивного элемента система полноценно работать не будет.
С этой статьей читают: Как сделать чудо печь своими руками – печь Булерьяна
Помимо этого, прогрев гаражного сооружения углем или дровами является достаточно громоздким. Не говоря уже о том, что необходимо же еще и выделить место для хранения топливных ресурсов.
Альтернативные варианты обогрева
В качестве альтернативного способа устройства прогрева можно использовать специальное инфракрасное полотно, которые позволит не только обогреть гаражное сооружение, но и сэкономить денежные средства на приобретение электроэнергии. Такие системы работают локально, то есть обогревают только те предметы, которые попадают в зону их действия.
Также неплохо показывают себя паровые отопительные блоки. Они экономично выгодны и неприхотливы в эксплуатации.
Кроме этого, в качестве обогревателя можно попробовать воздушные приборы. Такие узлы могут полноценно функционировать не только на электроэнергии, но и на топливных ресурсах.
Организация обогрева гаража собственными силами
Как правило, практически все гаражи представляют собой небольшое помещение. Именно по этой причине их обустройство отопительной системой оказывается порой задачей крайне сложной. Однако, даже с учетом этого факта, некоторые люди умудряются повысить эффективность теплоотдачи. Например – устройство не вертикального, а наклонного дымоотвода. То есть, труба, посредством которой осуществляется высвобождение нагревателя от дыма, проходя по сооружению, также способствует его обогреву. Для того, чтобы можно было регулировать тягу в дымоходе, потребуется такой конструктивный элемент как заслонка. Именно благодаря этой детали обеспечивается более сильный прогрев комнаты. Так, в момент, когда основное топливо в печи перегорело, прогретые воздушные массы значительно быстрее покидают нагревательный элемент через дымоотвод. Тогда как заслонка будет сдерживать его, оставляя в трубе и тем самым, усиливая обогрев сооружения.
Что же касается самой печи, то ее лучше всего делать из жаропрочного металла, и вот почему.
- Такие конструкции не занимают много места, по сравнению с кирпичными печами.
- Металл гораздо быстрее прогревается, нежели любой другой идентичный по функциональности материал.
- При необходимости к металлической основе можно приварить любой конструктивный элемент.
Например, если дополнить металлическую печь несколькими дополнительными ребрами, то она будет обогревать в несколько раз эффективнее.
При необходимости круглосуточного прогрева гаража, можно обустроить его комбинированным нагревателем. Он представляет собой конструкцию, имеющую металлический каркас, внутри которого располагается топка из огнеупорного кирпича с чугунными перегородками. Главное преимущество этих нагревательных узлов – удержание тепловой энергии на протяжении длительного времени. Но не стоит забывать и о том, что на прогрев самого печного корпуса уйдет значительно больше времени, нежели на подогрев металлического корпуса.
Вот, собственно, и весь перечень вариантов устройства отопления в гараже. Надеемся, что наши советы помогут вам сделать правильный выбор.
ВИДЕО: Как отопить гараж 1кВт
Использование тосола в системе отопления дома, в гараже
Наша сегодняшняя тема достаточно спорная и широко обсуждается на форумах. Речь пойдет про применение тосола для отопления дома. Говоря о тосоле, скорее всего, подразумевают охлаждающую жидкость для радиаторов автомобилей. Но ведь тосол в первую очередь – это жидкость, которая не замерзает. То же самое можно сказать и про антифриз. Есть ли между ними разница и в чем она заключается? Почему все твердят, что нельзя лить тосол в контур, а на практике люди все равно его льют? А может это еще одна уловка рекламы? Мы поможем вам разобраться можно ли в систему отопления заливать тосол «от а до я» и распутать этот клубок.
Можно ли в систему отопления заливать тосол
Тосол для отопления дома
Для начала давайте разберемся с определениями. Что такое тосол и чем он отличается от антифриза? Само название – это аббревиатура, которая состоит из двух частей. Первая часть состоит из начальных букв отдела «технологий органического синтеза», который придумал этот состав, а вторая часть обозначает принадлежность жидкости к спиртам. Со временем аббревиатура стала использоваться для всех незамерзающих жидкостей, произведенных на территории республик бывшего союза.
Антифриз – это заграничное название незамерзающей жидкости. Если брать в целом, то никакой принципиальной разницы между тосолом для отопления дома и антифризом нет, кроме страны производителя. Другое дело – это состав жидкостей, но он может отличаться у всех производителей, поэтому и цены разные. Незамерзающая жидкость состоит из спиртовой основы (гликолевой) и пакета присадок, которые сглаживают агрессивность незамерзайки. От качества пакета присадок зависят все характеристики состава.
К сожалению, тенденция такова, что отечественный производитель не может наравне конкурировать по качеству с иностранными.
Теперь нужно разобраться в том, когда спрашивают можно ли использовать тосол в системе отопления, что имеют в виду:
- обычный машинный тосол;
- специальный состав для отопления.
Если вопрос подразумевает использование машинного тосола для системы отопления, то специалисты рекомендуют не делать этого. Почему так происходит, мы расскажем немного позже. На практике даже машинную незамерзайку льют в трубы отопления и все в порядке. Конечно, все нужно применять по назначению, но славянская душа не может жить в рамках, установленных капиталистами. Маркетинг твердит о том, что простой тосол для системы отопления не подходит, вредно, лучше купить специальный и подороже. На самом деле не все так однозначно.
Если же речь идет о специальной незамерзайке для контура обогрева, то ограничение на использование может быть наложено только производителем котла. Наказание за нарушение этого условия – снятие агрегата с гарантии.
Все о том как проводится промывка и опрессовка систем отопления. Последовательность и техника безопасности.
О том, что такое пресс для опрессовки отопления и как он работает читайте здесь.
Специалисты не рекомендуют тосол для отопления дома
Молекула этиленгликоля – ядовитого вещества
Давайте разбираться, в чем причина такой категоричной позиции, что заливать тосол в систему отопления дома нельзя. Для этого начнем с состава антифриза. Он состоит из:
- спиртовой основы;
- этилена;
- ингибиторов;
- составов, предотвращающих вспенивание.
Такой состав характерен всем незамерзающим жидкостям иностранного производства. Только в качестве активного вещества помимо этилена может быть:
- пропилен;
- глицерин.
Этиленгликоль очень ядовит, причем в любом виде. Нельзя чтобы он попадал на кожу и тем более внутрь, нельзя вдыхать его пары.
Это самый дешевый состав, у него самая низкая температура, при которой происходит распад структуры присадок. После этого антифриз просто уничтожает контур обогрева, разъедая его изнутри. Вот и все причины, по которым не рекомендуют заливать тосол в систему отопления дома. В принципе то же самое можно сказать про этиленгликолевые антифризы, разницы нет. То есть специалисты против использования именно составов с этиленом, а тосол как раз к таким относится.
Он разработан для автомобилей, поэтому выпускается только с ядовитым этиленом, ведь там, где он используется, это не имеет значения. Неядовитые пропиленгликолевые и глицериновые незамерзайки производятся за рубежом.
Этиленгликоль, который входит в состав тосола, может вызвать химические ожоги
Предупрежден – значит, вооружен. Зная, что тосол ядовитый, можно принять меры, чтобы он не навредил. Использование тосола в системе отопления должно осуществляется таким образом, чтобы состав не имел доступа к помещению, где находятся люди. Поэтому лучше если тосол будет залит в герметичный контур обогрева. Если же нужно чтобы он циркулировал по открытому контуру, то надо доработать конструкцию расширительного бака. Обязательно экспанзомат должен герметично закрываться крышкой, а в крышке должно быть отверстие. В него вставляется трубочка, которая выводится на улицу. Вот и все, пары этиленгликоля уже не страшны.
Единственное, что действительно опасно в отоплении тосолом частного дома, так это возможность утечки. От этого застраховаться нельзя. К тому же за счет того, что у антифриза поверхностное натяжение меньше чем у воды, он обладает большей текучестью. Это означает, что он находит даже самые маленькие трещинки и вытекает. К тому же если появилась течь, то она никаким образом не исчезнет сама, как это бывает в случае с водой. Вытекать будет постоянно, пока не будет произведён ремонт труб и стыков.
Никогда не лейте тосол в систему с двухконтурным котлом, никогда.
Обнаружить утечку в системе обогрева сразу удается не всегда. Получается что некоторое время все, кто находится в доме, сами не зная того, дышат парами этиленгликоля. Вообще, такой состав для постоянного жилья не используют, а вот отопление в гараже на тосоле – другое дело.
Самое главное, нельзя заливать тосол в системы, где стоит двухконтурный котел. Если что-то пойдет не так и часть теплоносителя попадет в контур ГВС, то последствия могут быть очень тяжелыми.
Как себя ведет тосол в системе отопления
Чтобы понять, как себя ведет тосол в системе отопления, нужно знать его характеристики. Мы уже определили его состав, который содержит ядовитое вещество, крайне опасное для человека даже в малых дозах. Знаем, что его можно заливать в закрытые и даже открытые контуры. Остается проблема возможности утечки. Чтобы ее предотвратить, нужно следить за тем, чтобы теплоноситель не перегревался. Как только он достигает 90 градусов, то начинается необратимый процесс распада пакета присадок. Реакция происходит с выделение кислоты и осадка.
Как только присадки перестают работать, агрессивность тосола уже ничем не гасится, поэтому он разъедает все, с чем контактирует.
Также нужно следить за тем, чтобы тосол менялся не реже чем раз в пять лет (лучше чаще). За этот период присадки отрабатывают свой ресурс и также распадаются. Причем распад происходит в течение короткого промежутка времени. То есть работает – работает, а потом бац и все, начинает разъедать систему.
Если брать за эталон обычную воду, то характеристики тосола можно определить в следующем процентном соотношении:
- теплопроводность 85% – на 15% меньше, чем у воды;
- плотность 120%;
- вязкость 150%;
- объёмное расширение 150%;
- текучесть 150%.
Исходя из этих характеристик, можно сделать вывод, что за счет большей плотности и вязкости насосу будет тяжелее прогонять тосол по системе отопления. Хоть больший процент текучести и сглаживает этот эффект, все равно насосы нужны более мощные. Также обязательно нужно предусмотреть объёмное расширение и подобрать экспанзомат большего объёма. Понятное дело, что тосол в системе отопления используется только тогда, когда помещение протапливается нерегулярно. Если же речь идет о постоянном жилье, то смысла заливать тосол, который очень ядовит, нет. Обычно его используют в домах временного проживания, на дачах или в гараже.
Есть небольшая особенность разогрева тосола в системе отопления дома. Отзывы по эксплуатации свидетельствуют о том, что включать котел после некоторого времени простоя, за которое теплоноситель успел загуснуть, нужно на минимум и потом постепенно поднимать температуру. Очень медленно. Это нужно потому, что циркуляция с густой незамерзайкой сложно дается насосу, при этом скорость теплоносителя очень низкая. Поэтому состав подолгу находится в змеевике камеры горения, где может перегреться. О том, что с ним случается при перегреве мы уже говорили.
Все что вы не знали про ремонт котлов отопления читайте на нашем сайте.
Про возможные неисправности циркуляционного насоса отопления можно прочитать по адресу //utepleniedoma.com/otoplenie/otopitelnoe-oborudovanie/remont-nasos
Как залить тосол в систему отопления
Погружной электрический насос “малыш”
Перед тем как закачать тосол в систему отопления дома, контур нужно очистить при помощи специальных средств. Чтобы заполнить контур обогрева тосолом нужно применять специальные насосы. В любой системе есть патрубок подпитки, через который заливается теплоноситель. Если это открытая система, то, в принципе, можно заливать тосол и ведром через расширительный бак, но это уже сродни тихому помешательству. Поэтому надо взять насос. Они бывают:
- электрические;
- ручные.
Так как залить тосол в систему отопления ручным насосом, тем которым проводятся гидравлические испытания, достаточно проблематично, лучше избегать этого метода. Если вариантов нет, то ничего не поделаешь, придется поработать руками. Есть электрические помповые погружные насосы, которые опускаются в резервуар с незамерзайкой и прокачивают ее в контур. Также есть компрессоры, которые накачивают давление. Для такого компрессора еще потребуется специальный пистолет. Он совмещает жидкость с давление воздуха и направляет ее в систему.
Итоги
Тосол – это тот же этиленгликолевый антифриз. Тосол в системе отопления использовать можно, если осторожно. В домах постоянного проживания лучше отказать от этой затеи, слишком много подводных камней. Не стоит забывать, что тосол очень токсичен. Поэтому ни в коем случае нельзя использовать его в системах с двухконтурным котлом. Также следует помнить о правилах эксплуатации (не перегревать, парами не дышать, внутрь не принимать, вовремя менять). Несомненно, залив тосол в контур, вы сэкономите в два раза, по сравнению с нетоксичными зарубежными пропиленгликолевыми составами. Только вот стоят ли эти копейки такого риска? Вопрос риторический.
Отопление в гараже: как сделать своими руками дешево и быстро, как правильно топить
Современный ритм жизни диктует свои условия, и автомобиль уже давно превратился из роскоши в абсолютно необходимого помощника. Конечно, далеко не у каждого автовладельца имеются средства и возможности для хранения автомобиля в личном автономном гараже, однако, те счастливчики, которые могут похвастаться наличием такового, не раз задавались вопросом, как сделать гараж более уютным и теплым в зимний период.
Особенности
Прежде чем обустраивать систему отопления гаража, необходимо понять, что это помещение не является жилым – оно предназначено для хранения автомобиля и обеспечения комфортных условий по его обслуживанию и мелкому ремонту при возникновении такой нужды. В гараже не должно быть слишком жарко и влажно, но и низкая температура тоже не приветствуется. Ведь когда «железный конь» требует починки, не особо приятно выполнять ее при минусовой температуре.
Многие автолюбители хранят в гаражных помещениях инструменты, тосол, моторные масла, топливо, а некоторые обустраивают целые стеллажи для хранения солений, садового инвентаря и других вещей, которым не нашлось места в квартире. Поэтому, чтобы все эти вещи не пропитались автомобильным выхлопом и не испортились от перепада температур, особенно в зимнее время, необходимо не только наладить систему отопления, но и продумать вентиляцию помещения.
Что нужно учесть?
Ниже представлены нехитрые правила, следуя которым можно подобрать оптимальный способ обогрева и проветривания гаража:
- машина должна за короткие сроки высыхать в помещении и оставаться таковой, так как излишняя влажность воздуха приводит к коррозии кузова и порче остальных элементов, не говоря уже о возникновении грибка и плесени на стенах строения;
- в гараже должна поддерживаться постоянная средняя температура воздуха, без резких колебаний;
- система отопления гаражного помещения должна быть безопасной и экономичной;
- чем проще будет ее конструкция, тем лучше.
Утепление
Сразу стоит отметить, что не нужно стараться превратить гараж в квартиру. В стране с таким климатом, как у нас, где зимы суровы, резкий перепад температуры при выезде на улицу может навредить автомобилю даже больше, чем постоянное нахождение на ней. Поэтому к утеплению гаража стоит относиться без фанатизма, но с должным вниманием.
Теплоизоляция гаражных помещений бывает двух типов: внешняя и внутренняя. Однако не все конструкции можно обить изолятором снаружи, так как этому могут воспрепятствовать другие постройки, находящиеся поблизости.
Существует 5 способов выполнения внутреннего утепления гаражной постройки:
- При помощи пенопласта. Материал обладает некоторыми достоинствами, первое из которых заключается в легкости конструкции и неспособности повредить стенки помещения, так как он крепится к ним при помощи дюбель-гвоздей или обычного строительного клея. Пенопласту очень легко можно придать нужную форму простым кухонным или канцелярским ножом. Также на пенопласте не растет грибок и плесень, ему не страшна повышенная влажность и мелкие вредители, вроде жучков-древоточцев и мышей. Дополнительно стоит упомянуть, что материал долговечен, стоит довольно дешево, поэтому он является практически оптимальным утеплителем для нежилого помещения.
Однако такой материал имеет и недостаток: он довольно горюч. Но сейчас на рынке есть его разновидности, содержащие антипирен, благодаря которому этот минус самоустраняется.
- При помощи минерального стекловолокна. Стекловата также является неплохим вариантом для внутреннего утепления гаража. Она обладает пониженной теплопроводностью, «дышит» и не горит. Но подходит такой материал только для довольно больших помещений, так как для его крепления к стенам нужно подготовить каркасное сооружение, что займет немало места (отступ от каждой стены получится более 10 см). Кроме того, стекловата подвержена намоканию, из-за чего она теряет свое умение хранить тепло.
- При помощи «тёплой» штукатурки. По своей консистенции этот материал сходен с простой штукатуркой, однако состав его несколько иной: вместо песка используется пенопластовая крошка, древесная стружка, керамзитовые частички. Такая штукатурка имеет неплохие теплоизоляционные свойства, легко наносится и не требует установки каркаса. Однако она довольно долго сохнет, и толщина ее нанесения не может превышать 5 см, в противном случае штукатурка может потрескаться и отвалиться.
- При помощи специальной краски-теплоизолятора. В последнее время все чаще для утепления гаражных помещений стали использовать краску, обладающую удивительными свойствами: способностью отражать и удерживать тепло. Ее слой толщиной в 0,01 см равен по эффективности 5 см стекловаты. Теплоизоляционная краска не требует создания сложных конструкций для ее использования, не уменьшает площадь помещения, не горит, не подвержена порче от повышенной влажности и очень проста в нанесении. Единственным ее недостатком является довольно высокая цена и повышенный расход.
- При помощи теплоотражающего изоляционного материала. Это, пожалуй, самый современный и наиболее подходящий способ утепления гаражного помещения. Суть его заключается в покрытии стен двумя разными материалами. Сначала нужно нанести слой изолятора, например, пенопласта или стекловолокна, толщиной не более 5 см. Уже на этот материал крепятся листы алюминиевой фольги или полипропиленовой пленки. Выполнять это необходимо при помощи тепловой сварки. Такая конструкция удерживает тепло путем его отражения и хранения во внутреннем слое теплоизолятора.
Преимуществ у последнего метода довольно много: огнеупорность, малая масса и толщина, звуконепроницаемость, влагостойкость, экологичность. Из минусов можно отметить только один: со временем на фольгированных листах может появиться ржавчина.
Вентиляция
Одним из важнейших условий обустройства гаража является оборудование качественной вентиляционной системы. При плохом воздухоотводе в помещении может повыситься уровень углекислого газа, что может привести к обмороку и кислородному голоданию мозга, а в худшем случае и к летальному исходу.
Существует три способа обеспечения вентиляции воздуха в гаражном помещении:
- Естественный воздухообмен. В этом случае формируется минимум два отверстия, через которые воздух циркулирует. Этот метод чаще всего используют автовладельцы, так как его воплощение стоит недорого, он прост в монтаже и эксплуатации, а также не требует подключения к электросети.
- Искусственное вентилирование помещения. Для его осуществления требуется установка специального оборудования для обеспечения притока и оттока воздушных масс. Это чрезвычайно затратный способ, который зависит от наличия стабильного энергоснабжения, поэтому мало тех владельцев, кто им пользуется.
- Комбинация первого и второго способа. В этом случае воздух проникает в помещение естественным путем, а выходит принудительно или, наоборот. Конечно, и здесь требуется подключение к электричеству, но также есть возможность регулирования поступления и обновления воздушных масс.
При создании проекта вентиляционной системы гаража необходимо учитывать такие нюансы, как его параметры (длина, ширина и высота), количество размещаемых в нем автомобилей и вид их топлива (бензин, дизель или газ). На чертеже нужно обозначить точки расположения отверстий для входа и выхода воздуха, указать их диаметр. Если в гаражном помещении имеется подполье, то для него должна быть предусмотрена автономная система вентиляции.
Расчет необходимого диаметра вентиляционных отверстий довольно прост: на обдув 1 кв. м помещения требуется 15 кв. мм диаметра воздуховодной трубы. То есть если гараж имеет площадь 18 кв. м, то ему нужны два отверстия с диаметрами 270 мм (18х15=270).
Расположение воздуховодов также очень важно. Труба для притока воздуха должна находиться на расстоянии 30 см над полом, ее наружную часть необходимо защитить проволочной сеточкой и «зонтиком» во избежание закупорки мусором, проникновения насекомых и мышей. Трубу же для вытяжки рекомендуется монтировать высоко – она должна подниматься над крышей гаража на 40-60 см. С внешней стороны этот воздуховод также прикрывается «зонтиком» и защищается сеткой.
Расстояние между этими трубами для наилучшей вентиляции помещения должно составлять 3 мм. Следует минимизировать эксплуатацию бытовой техники.
Пожарная безопасность
Конечно, ни для кого не секрет, что гаражные помещения, помимо выполнения своей основной функции по хранению и сбережению автомобиля, нередко служат хранилищами для различного хозяйственного инвентаря, запчастей, старой бытовой техники и прочих вещей, которым не нашлось места в квартире. И это, на самом деле, не является хорошим моментом, ведь любые залежи и нагромождения могут послужить препятствием при тушении пожара, а также неплохим горючим материалом для огня.
Существуют определенные правила, которых стоит придерживаться для обеспечения пожарной безопасности гаражных помещений. Речь о них пойдет ниже.
- Не стоит превращать гараж в хранилище ненужных вещей. Необходимо иметь возможность спокойно перемещаться по гаражу, без преодоления препятствий и опасности споткнуться о какую-либо вещь. Расстояние от стены до автомобиля должно составлять от 60 см с каждой стороны.
- При утечке горючей жидкости или масла следует убрать его при помощи песка.
- Не стоит заправлять машину в гараже. Авто в этом случае должно находиться вне помещения.
- Следует запастись огнетушителем и ящиком с песком. Также нужно держать в гараже несколько канистр с водой.
- Не стоит оставлять в помещении автомобиль с открытым бензобаком, а также в том случае, если имеется протечка топлива или масла.
- Не нужно хранить в таком помещении бензин или дизельное топливо свыше 20 л и моторное масло свыше 5 л. То же самое касается пустых емкостей из-под них.
- Запрещено в помещении проводить лакокрасочные работы, промывать запчасти бензином, керосином или ацетоном.
Необходимо регулярно осматривать электрическую проводку, изолировать все провода. Нужно использовать только качественные системы освещения.
Виды отопления
Для начала необходимо сделать небольшое уточнение: любая система отопления, даже самая современная, не будет работать без предварительной теплоизоляции стен и избавления от щелей и зазоров. Лишь тогда, когда будет проведена предварительная подготовка и решены все вышеупомянутые вопросы, стоит начинать работу по установке отопительной системы.
Вариантов таких систем существует несколько, и они классифицируются по следующим признакам:
- в зависимости от типа теплоносителя отопление бывает водяным и воздушным;
- в зависимости от типа энергоснабжения оно делится на газовое, электрическое, твердотопливное и жидкотопливное;
- в зависимости от того, как отопление подключается к теплоисточнику, оно бывает автономным и зависимым.
Ниже представлены варианты отопительных систем.
- Печное отопление отличается от остальных вариантов тем, что практически каждый теплообменник из перечня печей, пригодных для обогрева гаража, можно сделать своими руками. Чаще всего используются буржуйки, кирпичные печки на твердом или жидком топливе, а также печи длительного горения. Если решено построить в своем гараже что-то из вышеперечисленного, то необходимо ознакомиться с преимуществами и недостатками выбранного варианта, разобраться в нюансах конструкции и уже после этого приступать к монтажу.
- Электрическое отопление осуществляется при помощи генераторов тепла, работающих от электросети. Они имеют встроенный нагревательный элемент, который повышает температуру воздуха, поступающего внутрь после захвата его лопастями тепловентилятора. В этой консрукции входит холодный воздух, а выходит горячий. Такие обогреватели имеют существенный недостаток – они способны отопить лишь небольшую часть помещения: ту, в которой они дислоцируются.
Для увеличения охвата площади обогрева при помощи электрообогревателя нужно выбрать модель более мощную. Однако если уже имеются проблемы с проводкой или перебои в электроснабжении, то лучше выбрать другой вариант отопителя.
- Газовое отопление гаражного помещения может осуществляться путем установки специальных конвекторов и керамических экранов, создающих тепло при помощи сжигания газа пропана. В небольшом помещении для обогрева вполне будет достаточно простой газовой горелки, а для более просторных сооружений необходимо приобретать баллоны с газом либо подключаться к колонке, устанавливать газовый котел. Такой агрегат должен быть оборудован специальным циркуляционным насосом для снижения расхода топлива с сохранением КПД.
При выборе этого способа отопления гаража нужно следить за соблюдением правил обращения с газом и не допускать его утечки, так как пропан чрезвычайно взрывоопасен.
Каждый из вышеперечисленных способов отопления относится к водяному либо воздушному варианту.
Нетрудно догадаться, что прогрев помещения осуществляется при помощи повышения температуры воздуха с использованием какого-либо устройства. Воздух нагревается быстро, так же быстро он и остывает. Если направить его струю на автомобиль, то можно добиться его быстрой просушки, что предотвратит и замедлит коррозию металлических элементов. Воздушное отопление не требует поддержания постоянной температуры в системе (в отличие от водяного), поэтому его можно использовать по мере необходимости.
Способы обогрева гаражного помещения воздушным методом:
- Обустройство системы воздуховодов с размещением их под половым и потолочным перекрытием, а также внутри стен. Теплый воздух будет поступать туда при помощи тепловентиляторов.
- Использование таких электронагревателей, как конвекторы, тепловые пушки, инфракрасные и масляные обогреватели.
- Постройка печи своими руками, которую нужно «кормить» твердым (торф, уголь, дрова) либо жидким (масляная отработка, солярка, мазут) топливом, или же установка заводского устройства (буржуйка).
Водяное отопление подойдет не для каждого гаража, так как его установка имеет ряд условий:
- Нагревательный контур должен быть подключен к автономной системе, используемой в процессе эксплуатации.
- Необходимо создать бесперебойно работающую схему, по которой будет установлено оборудование для отопления гаража, и обеспечить его подключение к коммуникационной системе. Этот метод подходит только для помещений с большой площадью, которые находятся на территории частного владения.
- Гаражные комплексы могут быть подключены к центральной ТЭЦ при согласовании с компетентными органами и при общем согласии всех владельцев гаражей.
Водяное отопление сложно смонтировать самостоятельно. Как правило, этим занимаются специальные бригады уполномоченных организаций.
Советы по выбору
Для того чтобы выбрать из предложенных систем отопления оптимальную, нужно сравнить их характеристики, сложность установки, стоимость эксплуатации и степень полезности, а потом определить, какая из них будет более бюджетным и максимально приемлемым вариантом.
Повезло тем, кто имеет гараж, пристроенный непосредственно к дому, – в этом случае система теплоснабжения, как правило, монтируется общая. Но городскому жителю, обладателю квартиры в многоэтажке, придется остановить свой выбор на одной из вышеперечисленных.
Ниже представлены положительные и отрицательные стороны использования того или иного метода обогрева гаража.
Преимущества и недостатки газа
К его плюсам можно отнести дешевизну и хорошую теплоотдачу, а также независимость от электросети и большой выбор обогревателей для любой площади помещения и толщины кошелька. Но минусы у него довольно серьезные: установкой газовых систем отопления могут заниматься только специалисты, да и то лишь после того, как на это получены все разрешения и оформлена соответствующая документация. Помимо этого, газ требует чрезвычайно тщательного соблюдения правил безопасности, так как является горючим веществом, и его малейшая утечка может быть чревата неприятными последствиями.
Электроподогрев
Тут, конечно, многое зависит от того, какой нагревательный прибор будет установлен. Если это будет мобильный обогреватель, небольшая тепловая пушка или инфракрасное устройство, то можно обогревать свой гараж без особого ущерба для бюджета. Однако если установить электрокотел, то избежать огромных трат не получится. Электрическое отопление не считается популярным в силу зависимости от бесперебойного электроснабжения, а также риска возникновения возгорания по причине замыкания в неисправной проводке.
Опять же, его установка не является быстрым мероприятием, а сделать грамотную схему с разводкой установки системы под силу далеко не каждому.
Если решено остановить свой выбор на печи, то стоит подумать, какому типу топлива отдать предпочтение. Твердое топливо – дрова или уголь – это наиболее экономный вариант. При печном обогреве помещение довольно быстро нагревается и сохраняет плюсовую температуру, не зависит от наличия или отсутствия электричества, не требует покупки дорогого оборудования. Но стоит помнить, что печку нельзя оставлять без присмотра – ее нужно периодически прочищать. Вблизи не следует хранить ГСМ и другие легковоспламеняемые предметы.
Печь на жидком топливе – тоже экономичный вариант отопления гаража. Для получения тепла используется так называемая отработка – бывшее в употреблении машинное масло. Его приблизительный расход составляет около 1 л в час.
Масло требует предварительной очистки в особой тепловой установке. В противном случае такая печь может очень скоро сломаться из-за слишком грязного топлива.
Из водяных способов отопления оптимальным будет следующий вариант: если гараж находится в гаражном массиве, возле которого проходит теплотрасса, то можно предложить своим соседям провести общую сеть отопления при помощи укладки труб-регистров в каждом боксе и запуску по ним горячего водоснабжения. Но такая возможность есть далеко не у всех, и к тому же для осуществления этого «плана» потребуется получение согласия всех собственников.
Если выбор пал на газ, то стоит выбрать паровой котел, работающий по принципу конденсации: пар превращается в жидкость и выделяется тепло. Это наиболее эффективный и экономически выгодный вариант из всех газовых устройств.
Лучший котел, работающий на твердом топливе, – пиролизный. Тепло производится путем горения газа, выделяемого при сильном нагреве древесины. Но для растопки такого котла подходит только дерево.
Если выбор пал на электрокотел, то нужно ставить устройство с шестью тенами и тиристорным управлением. Он работает бесшумно, мощность можно регулировать, но, как и все электроприборы, он зависим от электричества, а его эксплуатация обходится дороже, чем у остальных котлов.
Грамотный выбор системы обогрева гаражного помещения очень важен. Для обеспечения сохранности автомобиля необходимо поддержание постоянной средней температуры воздуха, без резких колебаний, а также необходимо отсутствие повышенной влажности и хорошая вентиляция. Поэтому, какая бы отопительная система ни была выбрана, ориентироваться нужно на достижение самых высоких показателей полезности при разумной экономии и обеспечение безопасной эксплуатации приборов.
О том, как сделать печь для отопления гаража своими руками, смотрите в следующем видео.
обогрев своими руками, какое гаражное отопление лучше, автономное, электрическое, на тосоле, как сделать установку котла для гаража
Содержание:
Нередко гараж используется не только в качестве крытой стоянки для автомобиля: там может располагаться мастерская или просто личное мужское пространство. Для того, чтобы сделать его максимально комфортным и уютным, потребуется максимально безопасное отопление.
Каким должен быть обогрев гаража
Эксперименты с дешевыми самодельным отоплением гаража может иметь серьезные последствия, как для самого помещения, так и хранящегося в нем автомобиля. Благо, предлагается целый ряд довольно экономичных вариантов, позволяющих обогреть гараж с минимальными затратами энергии.
Гаражное отопление должно обладать следующими характеристиками:
- Быть надежным.
- Стойко переносить резкие температурные колебания.
- Иметь автономный режим функционирования, на случая отключения электрической энергии.
Для увеличения надежности обогрева помещения проводятся следующие вспомогательные мероприятия:
- Утепляются стены, кровля и ворота. Это позволит сохранить большинство выработанного тепла внутри гаража и свести его утечку наружу до минимума.
- Организовывается эффективная вентиляция.
Без теплоизоляции и хорошей вентиляции обустройство эффективной и продуманной автономной системы отопления практически невозможно. Оптимальным температурным режимом в гараже для выполнения его основных функциональных задач (хранение, обслуживание и запуск автомобиля) является +10 градусов.
Какое гаражное отопления лучше
Перед тем, как организовывать обогрев гаража своими руками, нужно первым делом решить, какое будет применяться топливо.
Оно может быть:
- Твердым (дрова, опилки, паллеты, уголь и т.п.)
- Жидким (мазут и дизель).
Также для этих целей может использоваться электрическая энергия (наиболее дорогой вариант) и газ. Для каждого из вышеперечисленных видов характерны свои особенности, что потребует использование подходящего оборудования. Чтобы определиться, какое отопление лучше для гаража, необходимо ознакомиться с сильными и слабыми сторонами каждого из них.
Твердое топливо
Самым недорогим и простым способом наладить обогрев гаража является установка малогабаритной печки типа буржуйки. В качестве топлива в таком случае обычно используют дрова или уголь. Печь должна находиться в максимально возможном удалении от легко воспламеняемых материалов и горючего. Лучше всего для этих целей выбрать не загроможденный посторонними предметами угол. Кстати, за буржуйку не обязательно платить деньги, так как подобные изделия легко изготовляются самостоятельно. Для этих целей обычно используют металлический лист или старую бочку из стали. Единственное условие – толщина металла не должна быть меньше 5 мм. Листовой металл более подходит для кубических конструкций, а бочка – для закругленных.
Кроме того, потребуется наличие уголка, труб и слесарных инструментов. Нишу под дымоход лучше всего делать сверху печи: ее диаметр не должен быть меньшим, чем 12 см. Труба должна быть не тоньше 3 мм, во избежание быстрого перегорания. Нижняя часть под топкой служит камерой для сбора золы: ее желательно оснастить металлической решеткой.
Величину отверстий между прорезями зависит от вида используемого топлива:
- Для угля и небольших щепок подходящим будет размер 1 см.
- Если речь идет о крупных поленьях, то величину отверстий делают не менее 4-х см.
Для упрощения уборки золы под решетку изготовляется специальная выдвижная коробка из прочной стали. Для увеличения КПД самодельной буржуйки ее стены оснащаются наварными металлическими пластинами толщиной от 5 мм. Таким образом достигается расширение нагревающей площади прибора. При эксплуатации буржуйки нужно быть готовым к запаху дыма. Также нужно предусмотреть место для дров и угля.
Водяное отопление
Наряду с простотой изготовления и экономичностью, у буржуйки имеется также один существенный недостаток: она быстро охлаждается после перегорания топлива. Чтобы улучшить эффективность печного отопления, рекомендуется соорудить водяной обогревающий контур.
Для организации водяного отопления гаража потребуется:
- Установить отопительные приборы по всему помещению.
- Подвести к ним трубы.
- Повесить в верхней части специальную расширительную емкость.
Трубы системы желательно заполнить антифризом, что даст возможность не бояться размораживания в случае длительного простоя отопления в зимнюю погоду.
Разновидности водяных контуров:
- Однотрубный. Теплоноситель в этом случае проходит по всем участкам системы, по кругу.
- Двухтрубный. Здесь нагретая вода подается в обратной трубе в уже охлажденном виде.
Однотрубные схемы считаются более дешевыми в обустройстве, однако такой контур на разных участках будет иметь разную температуру. Строго говоря, для гаража это не критично. Нагревательный прибор должен быть обязательно размещен ниже, чем трубы: только в этом случае вода или антифриз будут нормально циркулировать. Движение теплоносителя будет стимулироваться нагреванием со стороны буржуйки.
Если монтаж печки ниже всей системы невозможно, потребуется наличие циркуляционного насоса. Так как нагревание теплоносителя обычно сопровождается увеличением его объема, самая высокая точка системы оснащается расширительной емкостью. Подобные контуры являются энергозависимыми. При нестабильной подаче электричества в гараж лучше обзавестись циркуляционным насосом на 12 В, работающим от аккумуляторной батареи.
Двухтрубные автономные системы отопления для гаража рекомендуется использовать в обширных помещениях. Кроме того, в таком случае можно также применить теплые полы, что подразумевает укладку специальных змеевиков, с последующей их заливкой бетонной стяжкой. Самым существенным недостатком двухтрубной системы является риск ее размораживания при нерегулярной эксплуатации.
Чтобы избежать подобных ситуаций, внутрь контура заливается антифриз. Для этих целей используются особые растворы на основании глицерина и других химических компонентов: это позволит на порядок увеличить долговечность системы. Стыки контура, заполненного антифризом, разрешается изолировать только специальными герметиками. Обычная пакля в течение небольшого времени разлезется, и трубы начнут протекать. Отопление в гараже на тосоле своими руками обустраивается по той же схеме, что и водяное.
Печь на отработке своими руками
Кроме изготовления буржуйки и организации водяного отопления, еще одним распространенным вариантом автономного отопления гаража своими руками является использование печи на отработке (отработанном масле). С ее помощью температуру воздуха в помещении можно поднять за считанные минуты, используя для этого дешевое топливо. Для изготовления печи на отработке чаще всего используется старый газовый баллон, хорошо промытый от остатков газа.
Порядок работы следующий:
- Баллон оснащается двумя отверстиями в 20 и 40 см, на расстоянии 5 см друг от друга. Там будут располагаться топка и зольник: такая конструкция позволяет применять любой вид твердого топлива.
- Для отделения теплообменника от камеры используется вырезанный из стального листа круг с отверстием в 10-15 см под горелку. Горелкой в данном случае выступает труба с серией отверстий.
- Перед установкой в баллон горелку приваривают к кругу. Для изготовления емкости для испарения можно применить тормозной диск или любой другой жаропрочный кусок металла.
Подобно буржуйке, печи на отработке можно дополнить водяным контуром и несколькими радиаторами.
Газовое отопление
Газовые котлы для обогрева гаража наиболее удобны в плане управления: они нуждаются в сравнительно небольшом контроле. Их установка возможно только в тех помещениях, к которым подведены газовые трубы. Если рядом имеется газовая магистраль – реализовать это довольно просто: главное – пройти довольно громоздкую процедуру получения многочисленных разрешений от проектных организаций. В качестве хорошей альтернативы выступают обогреватели, работающие на сжиженном газе. Его закачивают в баллоны, что очень удобно для транспортировки. Чтобы обогревать гараж площадью 30 м2 в течении месяца, будет достаточно всего одного такого баллона.
Встречаются следующие разновидности газовых котлов:
- Настенные.
- Напольные.
- Имеющие открытую или закрытую камеру.
Очевидными преимуществами данных приборов являются:
- Наличие специальной системы безопасности, с помощью которой в случае превышения критического значения температуры или перекрывания тяги, подача газа прекращается автоматически.
- Компактные размеры.
- Длительный срок службы.
- Возможность применения термостата, что обеспечивает гарантию стабильного температурного режима.
- Дешевизна. Это самый экономичный обогрев гаража.
Что касается недостатков обогрева на сжиженном газе, то здесь можно назвать некоторое неудобство установки котла в гараже. Дело в том, что согласно правилам, баллон может находиться только вне гаражного помещения: хранить его внутри строго запрещается. Чтобы сделать его установку более безопасной, под ним выкапывают неглубокую яму. Обширные гаражи могут оснащаться специальными хранилищами (газгольдерами), закопанными в стороне от постройки.
Электрическое отопление
Наиболее популярный вариант электрических обогревателей для гаража – полностью автономные электрические конвекторы, с помощью которых очень легко можно поддерживать нужный температурный уровень. Однако наряду с возможностью быстро нагревать воздух у конвекторов имеется также явный недостаток: они не менее быстро остывают. Исходя из этого, более стабильным считается электрическое водяное отопление для гаража, использующее электрический котел подходящей мощности: таким образом можно организовать отопление помещения площадью 30-600 м2.
Сильные стороны электрических котлов:
- Надежность.
- Компактность.
- Отсутствие нужды в дымоходе.
Благодаря полной автоматизации такие модели практически никогда не перегреваются. Наиболее инновационные образцы оснащаются также программированием. К примеру, в случае кратковременных перебоев электроснабжения после его появления прибор сам в состоянии воспроизвести установленные до этого параметры. Такое отопление гаража является наиболее безопасным и удобным, так как вовсе не нуждается в контроле со стороны человека. Перед тем, как сделать электрическое отопление в гараже, нужно позаботиться о надежной электропроводке. Читайте также: «Какой обогреватель для гаража лучше выбрать – виды, преимущества и недостатки».
Итоги
Для того, чтобы самостоятельно организовать отопления своего гаража, существует целый ряд вариантов. Самое экономичное отопление гаража – буржуйка или печь на отработке: оба этих прибора, при желании, можно дополнительно оснастить водяным контуром. Если же есть желание обзавестись более современной системой обогрева, то для этого используются газовые или электрические котлы.