При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы: Тест: Контрольная работа по экологии – Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

Цели:

Образовательная – выделить и охарактеризовать важнейшие уровни структурной организации жизни в биосфере;
Развивающая – углубить знания о жизни на Земле как сложноорганизованной многоуровневой системе в виде оформленного конспекта лекций;
Воспитательная – продолжить формирование экологической культуры, основанной на научной картине организации жизнедеятельности биосферы.

Задачи:

  • Построить изучение нового материала на основе имеющихся знаний;
  • Продолжить отработку навыков и умений обобщать и систематизировать полученную информацию в форме конспекта.

Оборудование и наглядности: Экспозиционный материал в кабинете биологии (“Уровни организации живой природы”, “ Эволюция растений”, “ Эволюция животных”, “ Основные царства живой природы”, “ Эволюция человека”, “ Геохронология Земли”)

, таблицы (“Распространенность химических элементов в земной коре” (по декадам В.И. Вернадского)), портрет В.И. Вернадского.

План урока:

I. Организационный момент.

1. Контроль д/з (экологические тесты), оценка (взаимоконтроль, самооценка).

Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

а) геологическими процессами;
б) космическими факторами;
в) высокими темпами прогресса;

г) изменением климата.

2. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций, являются:

а) особенности рельефа местности;
б) пищевые ресурсы и болезни;
в) особенности климата;
г) географическое положение страны.

3. Рациональное природопользование подразумевает:

а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
в) добычу и переработку полезных ископаемых;

г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к :

а) неисчерпаемым природным ресурсам;
б) возобновляемым природным ресурсам;
в) невозобновляемым природным ресурсам;
г) пополняющимся ресурсам.

5. Вырубка лесных массивов приводит к :

а) увеличению видового разнообразия птиц;
б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
в) уменьшению испарения;
г) нарушению кислородного режима.

6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

а) парниковым эффектом;
б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоёмов;
г) засолением почв.

7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

а) угарного газа;
б) углекислого газа;
в) диоксида азота;
г) оксидов серы.

8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

а) резких колебаний температуры;
б) канцерогенных веществ;
в) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваниё.

9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

а) водяные пары;
б) облака;
в) озоновый слой;
г) азот.

10. Разрушение озонового слоя ведёт к увеличению заболеваний:

а) желудочно-кишечного тракта;
б) сердечно — сосудистой системы;
в) кожи;
г) органов дыхания.

11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

а) ртути;
б) свинца;
в) кальция;
г) кобальта.

12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

а) болезни опорно-двигательной системы;

б) инфекционные болезни;
в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
г) болезни пищеварительного тракта.

13. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

а) биогенными;
б) канцерогенными;
в) пирогенными;
г) абиогенными.

14. Наибольшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на :

а) предприятия химической и угольной промышленности;
б) сельское хозяйство;
в) бытовую деятельность человека;
г) транспортные средства.

ОТВЕТЫ: 1 — в; 2- б; 3 — б; 4 — в; 5 — г; 6 — в; 7 — б; 8 — а; 9 — в; 10 — в; 11 — а; 12 — в; 13 — б; 14 — а.

2. Сообщение темы урока, целей и задач деятельности учителя и учащихся, формы и содержание основного учебного материала, критерии оценки деятельности за урок.

II. Изучение нового материала.

Структура биосферы (лекция).

Живая природа очень тесно связана с неживой природой и эволюционное развитие жизни на Земле тесно связаны с геологическими и химическими процессами. Земля – космическое тело. (Рассказ с демонстрацией “Геохронологической таблицы Земли”). На нашей планете, в начале её развития, была только неживая природа. Мы попробуем, на основе своих знаний проследить развитие биосферы Земли.

Я помогу вам составить конспект, приготовьте цветные ручки, для выделения главного. С правой стороны листа отведите линией 4-5 клеток.

Начнём с того, что ученые физики и химики имеют сведения о том, что мельчайшими образованиями в природе являются элементарные частицы.

О и О – протоны и нейтроны, образующие ядро атома и О – электроны в виде отрицательного заряженного ОS и p электронных облаков.

Пространство вокруг ядра.

О,О,О

Атом (химический элемент и его изотопы, 110 видов)
П.С.Х.Э.

C, O, H, N(P) – макроэлементы биосферы (декады Вернадского).

h3O + CO2 + фотон света – фотосинтез (хлорофилл).

Органические вещества: Углеводы энергия, жиры (липиды) – оболочка, белки – строительный материал.
I

м
о
л
е
к
у
л
а

 

ДНК

(ДНК + капсула) – вирус (неклеточная форма жизни).


ДНК + цитоплазма + клеточная стенка + рибосомы + – прокариоты (безъядерные клетки).
ДНК (хромосомы) + ядро + цитоплазма и органоиды – эукариоты (ядерные клетки).
Клетка —> одноклеточные организмы.

II

к
л
е
т
к
а

Ткани (многоклеточные организмы)

—> Растительные: фотосинтезирующая, покровная, проводящая, механическая, образовательная, запасающая.

—> Животные: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная.

III

т
к
а
н
и

 

Орган – часть организма, выполняющая определённую функцию, построенная из разных видов тканей.
 
Растений (органы) Животных (системы органов)
1. Лист; Побег Вегетативные 1. Движения;
2. Стебель; 2. Пищеварения;
3. Размножения;
3. Корень;   Генеративные 4. Выделения;
4. Семя; 5. Реакция на изменения во внутренней и окружающей среде.
5. Цветок;  
6. Плод.

Система органов – взаимосвязанные выполнением одной функции органы животных

IV

о
р
г
а
н

Организм – открытая, саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся система живой

Природы (Царства живой природы).

  1. Растения.
  2. Животные.
  3. Грибы.
  4. Лишайники.
  5. Вирусы.
  6. Бактерии.
V

о
р
г
а
н
и
з
м

 

Вид – организмы сходные по своим физиологическим критериям.
Ареал – место обитания (размеры территории) вида.
Популяции – (численность и качественный состав ареала).
VI

 

Биоценоз – пищевые взаимосвязи популяций организмов, обитающих на одной территории:

А) Продуценты – образуют органические вещества (растения, фотосинтез);
Б) Консументы – потребляют органические вещества (пищевые цепи);

Животные

Растительноядные, плотоядные, симбионты, паразиты.

В) Редуценты – разрушают и преобразуют остатки организмов (грибы, бактерии – санитары).

Биотоп – место обитания биоценоза.

VII

б
и
о
ц
е
н
о
з

+

б
и
о
т
о
п

Костное вещество – неживая природа: атмосфера, гидросфера, литосфера.

Экологическая ниша – местообитание вида (биогенное вещество – нефть, уголь, торф, известняк);

Биогеоценоз – взаимосвязь биоценоза и биотопа, образование экологической системы, природного сообщества: лес, болото…

(Биокостное вещество).

б
и
о
г
е
о
ц
е
н
о
з
Биосфера – совокупность природных сообществ, обеспечивающая круговорот веществ, связывающий живую и неживую природы на Земла. б
и
о
с
ф
е
р
а

III. Систематизация лекционного материала.

Выпишем из конспекта слова справа а таблицу (слева).

Уровни структуры биосферы Земли

I. Молекула.
II. Клетка.
III. Ткань.
IV. Орган.
Молекулярный.
Клеточный.
Тканевый.
Органный.
Молекулярный.
Клеточный.
Органно-тканевый.
Молекулярный.
Клеточный организменный.
Суборганизменный.
V. Организм.
VI. Популяция.
Организменный.
Популяционный.
Популяционно-видовой. Популяционный. Организменный.
VII. Биогеоценоз.
VIII. Биосфера.
Биогеоценотический биосферный. Биогеоценотический биосферный. Ценотический. Надорганизменный.

Таким образом, классификаций существует несколько, и если вам встречается любая из них, вы сможете её объяснить. В результате нашей работы делаем выводы:

  1. Земля – космическое тело и в ней протекают постоянно геологические и химические процессы, в результате которых происходит эволюция биосферы.
  2. С появлением человека и развитием общества людей, которые производят положительную и отрицательную деятельность в биосфере, усугубляют её глобальные проблемы.

Однако хочется заметить, что большинство людей, бережно относятся к природе. Об этом свидетельствуют картины художников и литературные произведения. (Читают стихи).

IV. Итог урока. Оценка деятельности. Домашние задания.

  1. Оценить полученные знания по новому материалу. Сложите свою оценку с оценкой за тест и скажите общую за урок.
  2. Домашние задания. Параграф 46, конспект в тетради, с выделенными в конспекте словами составить: ребус, кроссворд, тест (5 терминов “3”, 8 – “4”, 10 и более – “5”).
  3. Выяснение непонятного или дополнения к уроку.
  4. Рекомендации дополнительной литературы.

Тест по экологии для 8 класса по теме «Окружающая среда и человек»

Тест по экологии

Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

а) геологическими процессами;
б) космическими факторами;
в) высокими темпами прогресса;
г) изменением климата.

2. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются:

а) особенности рельефа местности;
б) пищевые ресурсы и болезни;
в) особенности климата;
г) географическое положение страны.

3. Рациональное природопользование подразумевает:

а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
в) добычу и переработку полезных ископаемых;
г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

а) неисчерпаемым природным ресурсам;
б) возобновляемым природным ресурсам;
в) невозобновляемым природным ресурсам;
г) пополняющимся ресурсам.

5. Вырубка лесных массивов приводит к:

а) увеличению видового разнообразия птиц;
б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
в) уменьшению испарения;
г) нарушению кислородного режима.

6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

а) парниковым эффектом;
б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоемов;
г) засолением почв.

7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

а) угарного газа;
б) углекислого газа;
в) диоксида азота;
г) оксидов серы.

8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

а) резких колебаний температуры;
б) канцерогенных веществ;
в) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваний.

9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

а) водяные пары;
б) облака;
в) озоновый слой;
г) азот.

10. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

а) желудочно-кишечного тракта;
б) сердечно-сосудистой системы;
в) кожи;
г) органов дыхания.

11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

а) ртути;
б) свинца;
в) кальция;
г) кобальта.

12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

а) болезни опорно-двигательной системы;
б) инфекционные болезни;
в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
г) болезни пищеварительного тракта.

13. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

а) биогенными;
б) канцерогенными;
в) пирогенными;
д) абиогенными.

14. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

а) предприятия химической и угольной промышленности;
б) сельское хозяйство;
в) бытовую деятельность человека;
г) транспортные средства.

Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – б; 4 – в; 5 – г; 6 – в; 7 – б; 8 – а; 9 – в; 10 – в; 11 – а; 12 – в; 13 – б; 14 – а.

Тест по теме: «Природные факторы»

Примерные вопросы тестов по экологии с ответами

Раздел «Биоценология», «Медицинская экология»,

«Глобальные экологические проблемы»

  1. При увеличении численности популяции внешние условия становятся сдерживающим фактором и приводят:

    1. к появлению широкого разнообразия форм;

    2. внутривидовой конкуренции;

    3. мутациям;

    4. межвидовой конкуренции.

  2. Рост популяции животных определяется прежде всего комбинацией:

    1. рождаемости и обеспеченности пищей;

    2. смертности и миграции;

    3. рождаемости и размера территории, занимаемой популяцией;

    4. рождаемости и смертности.

  3. Выберите биоценоз наиболее разнообразный по видовому составу:

    1. степь;

    2. тропический лес;

    3. луг;

    4. широколиственный лес;

    5. болото.

  4. Как называется весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов животных:

    1. экосистема;

    2. биоценоз;

    3. фитоценоз;

    4. зооценоз.

  5. Плотность популяции как правило на ранних стадиях её развития стремительно возрастает, далее несколько снижается и практически останавливается. Выберите причину этого процесса:

    1. это продиктовано биологическими особенностями вида;

    2. достигается предел ёмкости среды в данных условиях;

    3. исчерпывается ресурс размножения особей, они больше не могут оставлять потомство.

  6. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

1) геологическими процессами;
2) космическими факторами;
3) высокими темпами прогресса;
4) изменением климата.

  1. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются:

1) особенности рельефа местности;
2) пищевые ресурсы и болезни;
3) особенности климата;
4) географическое положение страны.

  1. Рациональное природопользование подразумевает:

1) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
2) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
3) добычу и переработку полезных ископаемых;
4) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

  1. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

1) неисчерпаемым природным ресурсам;
2) возобновляемым природным ресурсам;
3) невозобновляемым природным ресурсам;
4) пополняющимся ресурсам.

  1. Вырубка лесных массивов приводит к:

1) увеличению видового разнообразия птиц;
2) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
3) уменьшению испарения;
4) нарушению кислородного режима.

  1. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

1) парниковым эффектом;
2) уменьшением объема грунтовых вод;
3) загрязнением водоемов;
4) засолением почв.

  1. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

1) угарного газа;
2) углекислого газа;
3) диоксида азота;
4) оксидов серы.

  1. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

1) резких колебаний температуры;
2) канцерогенных веществ;
3) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваний.

  1. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

1) водяные пары;
2) облака;
3) озоновый слой;
4) азот.

  1. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

1) желудочно-кишечного тракта;
2) сердечно-сосудистой системы;
3) кожи;
4) органов дыхания.

  1. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

1) ртути;
2) свинца;
3) кальция;
4) кобальта.

  1. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

1) болезни опорно-двигательной системы;
2) инфекционные болезни;
3) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
4) болезни пищеварительного тракта.

  1. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

1) биогенными;
2) канцерогенными;
3) пирогенными;
4) абиогенными.

  1. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

1) предприятия химической и угольной промышленности;
2) сельское хозяйство;
3) бытовую деятельность человека;
4) транспортные средства.

Тест в формате ГИА (сводный)

А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука

1) систематика

2) зоология

3) ботаника

4) экология

А 2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют

1) абиотическими факторами

2) биотическими факторами

3) экологическими факторами

4) движущими силами эволюции

А 3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор

1) ограничивающий

2) оптимальный

3) антропогенный

4) биотический

А 4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют

1) видовое разнообразие

2) биоценоз

3) биомасса

4) популяция

А 5. Гетеротрофные организмы в экосистеме называют

1) хемотрофы

2) продуцентами

3) редуцентами

4) автотрофами

А 6. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема (например, для планктона)

1) биомасса

2) видовое разнообразие

3) плотность популяции

4) все перечисленное

А 7. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются

1) консументами

2) продуцентами

3) редуцентами

4) гетеротрофами

А 8. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания

1) пищевая сеть

2) пищевая цепь

3) трофическая цепь

4) цепь питания

А  9. Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в единицах массы

1) пирамида численности

2) экологическая пирамида

3) пирамида энергии

4)  пирамида массы

А 10. Самая низкая  биомасса растений и продуктивность

1) в степях

2) в тайге

3) в тропиках

4) в тундре

А 11. Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в популяции называется

1) плотностью популяции

2) продуктивностью популяции

3) саморегуляцией популяции

4) восстановлением популяции

А 12. Сигналом к сезонным изменениям является

1) температура

2) длина дня

3) количество пищи

4) взаимоотношения между организмами

А 13. В агроценозе  пшеницу  относят к продуцентам

1) окисляют органические вещества

2) потребляют готовые органические вещества

3) синтезируют органические вещества

4) разлагают органические вещества

А 14. На зиму у растений откладываются запасные вещества

1) белки

2) жиры
3) углеводы

4) все перечисленные вещества

А 15. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)

1) возникающий вид

2) развивающий вид

3) исчезающий вид

4) эндемичный вид

А 16. Основной причиной неустойчивости экосистемы является

1) неблагоприятные условия среды

2) недостаток пищевых ресурсов

3) несбалансированный круговорот веществ

4) большое количество видов

А 17. Изменение видового состава биоценоза, сопровождающегося повышением устойчивости сообщества, называется

1) сукцессией

2) флуктуацией

3) климаксом

4) интеграцией

А 18.Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе

1) антропогенные и абиотические

2) антропогенные и биотические

3) абиотические и биотические

4) нет верного ответа

А 19.Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется

1) экологической борьбой

2) экологическими последствиями

3) экологической ситуацией

4) экологическим мониторингом

А 20. Территории, исключенные из хозяйственной деятельности с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность, а  также используемые для отдыха и в культурных целях

1) заповедник

2) заказник

3) ботанический сад

4) национальный парк

Часть В.

В заданиях В 1 – В 2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. К антропогенным экологическим факторам относят

А) внесение органических удобрений в почву

Б) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины

В) выпадение осадков

Г) прекращение вулканической деятельности

Д) прореживание саженцев сосны

Е) обмеление рек в результате вырубки лесов

Ответ______________________________

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).

В 2. В естественной экосистеме

А) разнообразный видовой состав

Б) обитает небольшое число видов

В) незамкнутый круговорот веществ

Г) замкнутый круговорот веществ

Д) разветвленные цепи питания

Е) среди консументов преобладают хищники

Ответ______________________________

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)

 

При выполнении задания В3  установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в ответ буквы выбранных ответов без пробелов и других символов.

В 3 Установить соответствие между компонентами среды и экосистемами

Компоненты среды

 

Экосистемы

А)  Круговорот веществ незамкнутый

Б) Круговорот веществ замкнутый

В) Цепи питания короткие

Г) Цепи питания длинные

Д) Преобладание монокультур

 

 

1) Агроценоз

2) Биогеоценоз

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Часть С.

    При выполнении заданий части С, необходимо дать развернутый ответ.

С 1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биологические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

С 2. В чем причина массовых миграций животных?

 

Вариант 2.

Часть А

А 1. Термин «экология» в 1866 году предложил

1) Ю. Сакс

2) Э. Геккель

3) И. Сеченов

4) Ф. Мюллер

А 2. Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания  — фактор

1) биотический

2) антропогенный

3) абиотический

4) экологический

А 3. Ограничивающий фактор в биоценозе

1) свет

2) воздух

3) пища

4) почва

А 4. Группа популяций разных видов, населяющих определенную территорию, образуют

1) биоценоз

2) биогеоценоз

3) экосистему

4) фитоценоз

А 5. Продуценты в экосистеме дубравы

1) поглощают готовые органические вещества

2) образуют органические вещества

3) разлагают органические вещества

4) выполняют все перечисленные функции

А 6.Самая высокая продуктивность

1) смешанные леса

2) лиственные леса

3) хвойные леса

4) тропические леса

А 7. Усваивают углекислый газ, вовлекая его в круговорот веществ

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

4) детритофаги

А 8. Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему

1) пищевая цепь

2) пищевая сеть

3) пищевой уровень

4) пирамида численности

А 9.Закономерность, согласно которой количество энергии, накапливаемой на каждом более высоком трофическом уровне, прогрессивно уменьшается

1) правило экологической пирамиды

2) закон гомологических рядов

3) ограничивающий фактор

4) оптимальный фактор

А 10. В биогеоценозе дубравы биомасса консументов первого порядка определяется биомассой

1) микроорганизмов

2) растений

3) хищников

4) консументов 3-го порядка

А 11. Наиболее подвержены изменениям  компоненты биоценоза

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

4) нет правильного ответа

А 12. Способность организмов реагировать на чередование в течение суток периодов света и темноты определенной продолжительности

1) фотопериодизм

2) биологические ритмы

3) биологические часы

4) биотические факторы

А 13. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)

1) возникающий вид

2) развивающий вид

3) исчезающий вид

4) эндемичный вид

А 14.Приспособление животных к перенесению зимнего времени года

1) зимний покой

2) зимняя спячка

3) остановка физиологических процессов

4) анабиоз

А 15. Исторически сложившаяся совокупность растительных организмов, произрастающая на данной территории

1) флора

2) фауна

3) экосистема

4) сообщество

А 16 Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе

1) антропогенные и абиотические

2) антропогенные и биотические

3) абиотические и биотические

4) антропогенные, биотические, абиотические

А 17. Известно, что большое число видов в экосистеме способствует ее устойчивости

1) особи разных видов не связаны между собой

2) большое число видов ослабляют конкуренцию

3) особи разных видов используют разную пищу

4) в пищевых цепях один вид может быть заменен другим видом

А 18. В биогеоценозе в отличие от агроценоза

1) круговорот не замкнутый

2) цепи питания короткие

3) поглощенные растениями элементы из почвы, со временем в нее возвращаются

4) поглощенные растениями элементы из почвы,  не все в нее снова возвращаются

А 19.  Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?

1) привлечение плотоядных животных

2) привлечение животных – редуцентов

3) внесение органических удобрений

4) уничтожение сорняков пропалыванием       

                       

А 20. Уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озера, старинные парки, живописные скалы и т.д.)

1) заказник

2) заповедник

3) национальный парк

4) памятник природы

Часть В.

В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. Местом для первичной сукцессии могут служить

А) лесная вырубка

Б) обнаженная горная порода

В) песчаные дюны

Г) заброшенные сельскохозяйственные угодия

Д) выгоревшие участки

Е) бывшее ложе ледника

Ответ______________________________

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).

 В 2. Консументом леса является волк   

А) Потребляет солнечную энергию

Б) регулирует численность мышевидных грызунов

В) выполняет роль редуцента

Г) хищник

Д) накапливает в теле хитин

Е) поедает растительноядных животных

 Ответ______________________________

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)

При выполнении задания В3  установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в ответ буквы выбранных ответов без пробелов и других символов.

В 3. Укажите соответствие парами животных и типом их взаимоотношений

Пары животных

 

Типы взаимоотношений

А) острица – человек

Б) волк – заяц

В) сова – мышь

Г) гидра — дафния

Д) бычий цепень – копытное животное

 

1) хищник – жертва

2) паразит — хозяин

 

Часть С.

    При выполнении заданий части С, необходимо дать развернутый ответ.

С 1.Когда нужно выращивать редис для получения корнеплода и семян?

С 2.В 1859 году на одной из ферм Австралии выпустили 12 пар кроликов. Через 40 лет численность их достигла нескольких сот миллионов особей. Кролики стали бедствием Австралии. Чем можно объяснить массовое размножение кроликов? Как снизили их численность?

 

 

Ответы.

Часть  А.

№ заданий

Вариант №1

Вариант № 2

А 1

4

2

А 2

4

3

А 3

2

3

А 4

2

4

А 5

3

2

А 6

3

4

А 7

2

1

А 8

1

1

А 9

1

1

А 10

4

2

А 11

3

1

А 12

2

3

А 13

3

4

А 14

3

2

А 15

4

1

А 16

6

3

А 17

1

4

А 18

3

3

А 19

4

2

А 20

4

4

 

Часть  В.

Вариант № 1.

             В1:АДЕ

В2 АГД

В3 12121

       Вариант № 2

В1.БВЕ

В2 БГЕ

В3 21112

 

Часть  С.

Вариант 1.

 С 1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биологические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

Предполагаемый ответ:

1. Уменьшение численности шмелей.

2.Увеличение численности травоядных животных.

3. усиленное размножение растений-конкурентов.

С 2. В чем причина массовых миграций животных?

Предполагаемый ответ:

1. Недостаток или отсутствие кормовой базы

2. Инстинкт миграции в период размножение.

3. Интенсивное размножение (увеличение) численности вида.

4. Природные катаклизмы (наводнение и др.)

 

Вариант 2.

С 1.Как нужно выращивать редис для получения корнеплода и семян?

Предполагаемый ответ:

1. Редис – растение короткого дня.

2. Для получения корнеплодов выращивать весной и осенью при более коротком дне.

3  Для получения семян выращивать летом, при длинном дне редис зацветает.

С 2.В 1859 году на одной из ферм Австралии выпустили 12 пар кроликов. Через 40 лет численность их достигла нескольких сот миллионов особей. Кролики стали бедствием Австралии. Чем можно объяснить массовое размножение кроликов? Как снизили их численность?

Предполагаемый ответ:

1.Интенсивное размножение кроликов объясняется: малым количеством хищников и обилием пищевых ресурсов.Численность может быть снижена биологическим методом (использование например, вирусов).

Биологические термины:

Вид — формы живой материи, представленные совокупностью особей, сходных между собой по морфологическим и физиологическим особенностям, имеющим общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой, дающих плодовитое потомство и занимающих определенную область распространения (ареал).

Популяция — совокупность особей определенного вида, в течение достаточно длительного времени населяющих определенное пространство. Популяция – элементарная эволюционная единица, она обладает собственной эволюционной судьбой.

Условия, влияющие на численность популяции — пищевые ресурсы, ограниченность ареала обитания, эпидемии, болезни, природные катастрофы и т.д.

Динамика популяций — колебания или изменения численности популяций во времени.

Движущие силы эволюции — наследственность, изменчивость, естественный отбор, борьба за существование

Ёмкость среды — способность территории вмещать определённое количество особей.

Полный перечень терминов в отдельном файле.

Экологические законы — http://www.newecology.ru/ecological_legislation

Кем создано учение о ноосфере? — МегаЛекции

Вариант 1

Вопрос №1

Под качеством природной среды понимают:

Ее способность воспроизводить жизнь на Земле с сохранением природных экосистем и биоразнообразия

Вопрос №2

Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

высокими темпами прогресса ;

Вопрос №3

Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются:

пищевые ресурсы и болезни ;

Вопрос №4

Рациональное природопользование подразумевает:

деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов ;

Вопрос №5

Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

невозобновляемым природным ресурсам ;

Вопрос №6

Вырубка лесных массивов приводит к:

нарушению кислородного режима ;

Вопрос №7

Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

загрязнением водоемов;

Вопрос №8

Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

углекислого газа ;

Вопрос №9

Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

резких колебаний температуры;

Вопрос №10

От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

озоновый слой;

Вопрос №11

Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

органов дыхания;

Вопрос №12

При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

ртути

Вопрос №13

Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;

Вопрос №14

Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

канцерогенными;

Вопрос №15

Экология – наука, изучающая:

закономерности взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания

Вопрос №16

экология” предложил:

Э.Геккель

Вопрос №17

Стадия развития биосферы когда разумная (по определению Вернадского) человеческая деятельность становится главным (определяющим) фактором развития на нашей планете называется:



ноосферой

Вопрос №18

Популяция – это:

группа организмов одного вида, занимающая определенное пространство и функционирующая как часть биотического сообщества

Вопрос №19

Сложная природная система, образованная совместно живущими и связанными друг с другом видами, называется:

биоценозом

Вопрос №20

Система длительных наблюдений за состоянием окружающей среды и процессами, происходящими в экосистемах и биосфере, называется:

мониторингом

Вопрос № 21

Как называются загрязняющие вещества, не выводящиеся из организма:

канцерогенными ;

Вопрос №22

Какова роль озонового слоя в верхних слоях атмосферы?

является защитным экраном от ультрафиолетового излучения ;

Вопрос №23

К экологическим факторам относятся:

абиотические, биотические, антропогенные ;

Вопрос №24

Удовлетворение потребностей настоящего и будущего поколений:

устойчивое развитие ;

Вопрос №25

Вещество, образование которого связано с живыми организмами биогенное вещество:

биогенное вещество ;

Вопрос №26

Какие из перечисленных природных ресурсов относятся к неисчерпаемым:

вода, космические, климатические ;

Вопрос №27

Главный компонент смога Лондонского типа:

сернистый газ ;

Вопрос №28

Вещества, способствующие разрушению озонового слоя:

фреоны или хлорфторуглеводороды ;

Вопрос №29

Какие вещества на земле включены в круговорот веществ?

азот, фосфор, углерод ;

Вопрос №30

Когда был принят Монреальский протокол о запрете веществ, разрушающих озоновый слой?

в 1987 г. ;

Вариант 2

Вопрос №1

Толерантность – это способность организмов:

выдерживать изменения условий жизни ;

Вопрос №2

Соотношение между энергией, полученной организмом извне, и ее расходом на построение тела и процессы жизнедеятельности называют:

энергетическим бюджетом ;

Вопрос №3

Максимально полное и комплексное извлечение из месторождения всех полезных компонентов – это:

рациональное использование ресурсов ;

Вопрос №4

Как называется определенное местоположение популяции в биоценозе?

экологической нишей;

Вопрос №5

Как называется зона, факторы которой угнетающе влияют на состояние живого организма?

зона пессимума ;

Вопрос №6

Основная часть азота поступает в почву в результате:

деятельности азотофиксирующих бактерий и сине-зеленых водорослей ;

Вопрос №7

Естественное загрязнение биосферы происходит в результате:

лесных пожаров ;

Вопрос №8

Как называется зона, факторы которой наиболее благоприятно влияют на состояние живых организмов?

зона оптимума;

Вопрос №9

Причина теплового перегрева планеты и возникновения “парникового эффекта”:

повышение содержания углекислого газа в атмосфере ;

Вопрос №10

Основную массу живого вещества биосферы составляют:

животные ;

Вопрос №11

Исторически сложившаяся совокупность организмов разных видов и абиотической сферы вместе с занимаемым ими участком земной поверхности, являющаяся составной частью природного ландшафта и элементарной биотерриториальной единицей биосферы, называется:

биогеоценозом ;

Вопрос №12

К чему может привести закачивание вод в скважины для интенсификации добычи нефти на нефтепромыслах?

к землетрясению;

Вопрос №13

Консументы – это:

организмы, питающиеся готовой продукцией ;

Вопрос №14

Среди перечисленных экосистем естественными биоценозами являются:

лес, болото ;

Вопрос №15

Основными причинами утраты биологического разнообразия могут быть:

все перечисленные;

Вопрос №16

Загрязнение природной среды живыми организмами, вызывающее у человека различные заболевания, называется:

биологическим ;

Вопрос №17

Как называется заболевание, обнаруженное в Японии, вызванная отравлением ртутью?

минамата ;

Вопрос №18

Канцерогенами называются вещества, вызывающие:

рак ;

Вопрос №19

Парниковый эффект, связанный с накоплением в атмосфере углекислого газа, сажи и других твердых частиц:

вызовет повышение температуры и приведет к неблагоприятным изменениям в биосфере ;

Вопрос №20

Что изучает аутэкология?

экологию особей ;

Вопрос №21

В каком году появилась идея глобального мониторинга окружающей среды и сам термин мониторинг?

1971 г. ;

Вопрос №22

Применение ядохимикатов в борьбе с сельскохозяйственными вредителями приводит к:

сокращению численности популяций, приносящих пользу (насекомых-опылителей, птиц и др.) ;

Вопрос №23

Как называется мониторинг, который осуществляется на основе международного сотрудничества позволяющий оценить современное состояние природной системы Земли.

глобальный (биосферный) ;

Вопрос №24

Кем было разработано учение об экосистеме?

А. Тенсли ;

Вопрос №25

Кем создано учение о ноосфере?

В.И. Вернадский;

Вопрос №26

Естественный шумовой фон составляет:

20-30 дБ ;

Вопрос №27

Повышение дозы облучения человеческого организма вызывает:

нарушение функций кроветворения ;

Вопрос №28

Важнейшей составной частью экосистемы современного города является:

зеленые насаждения ;

Вопрос №29

Самым эффективным действием отдельного человека по улучшению экологических условий может быть:

активное участие в борьбе за принятие и выполнение законов по охране окружающей среды ;

Вопрос №30

Первые два приземных слоя атмосферы, это:

тропосфера и стратосфера ;

Вариант 3

Вопрос №1


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Материал по химии (9 класс): Викторина «химия и экология»

Викторина по химии «Химия и экология»

Цель внеклассного мероприятия :

— Формирование основных представлений о взаимосвязях человека с природой;

— Формирование экологической культуры, здорового образа жизни;

— Пополнение знаний об экологической обстановке Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

— Формирование нравственной и экологической ответственности как черты личности на основе понимания сущности жизни  и экологических проблем.

Задачи викторины :

— Познакомить обучающихся со следующими проблемами: «Металлы и проблемы окружающей среды»; «Экология города»; «Экология дома»; «Экология и здоровье человека»;

— Пополнить знания по химии через интересные факты, связанные с взаимоотношениями человека и природы.

1 этап (экология города)

1) В Московском Кремле с первой половины XVI в. до 30-х годов XVIII в. функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств среди членов царской семьи. Объясните взаимосвязь этих явлений.

(О т в е т. Свинец, растворенный в водопроводной воде,
способен вызывать отравления, накапливаться в тканях,
разрушать половые клетки.)

2) Почему лишайники называют индикаторами чистоты воздуха?

(О т в е т. Лишайники очень чувствительны к составу воздуха, а город не может похвастаться чистотой воздуха из-за большого количества выхлопных газов, поэтому лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах.)

3) Каковы основные источники загрязнения атмосферы?

(О т в е т. Транспорт, тепловые
электростанции.)

4) Какие растения более всего способствуют очищению воздуха в городе?

(О т в е т. Тополя и вязы.)

5) Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав?

(О т в е т. Водопроводную воду отстаивать нужно обязательно, независимо от того,
будете ли вы ее кипятить.)

6) Почему бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку, набирая воду впрок?

(О т в е т. Ионы серебра убивают микроорганизмы и вода дольше не портится.)

7) При промышленной очистке воды используют озон и хлор. Какой способ лучше с экологической точки зрения?

(О т в е т. Озонирование. Хлор – ядовитое вещество.)

8) Какие промышленные предприятия находятся в вашем микрорайоне и какими веществами они загрязняют окружающую среду?

9) Охарактеризуйте экологическую обстановку в своем городе. Что лично вы можете сделать для сохранения и улучшения природной среды?

10) Почему нельзя сжигать мусор?

(О т в е т. При сгорании пластмасс выделяются ядовитые вещества.)

2 этап «Экология дома»

1) Что лучше иметь на кухне с экологической точки зрения?

(О т в е т. Воздухоочиститель, т.к. фильтр поглощает вредные вещества.
А при вентиляции вредные вещества, образующиеся
при сгорании газа и при приготовлении пищи, попадают в атмосферу и загрязняют ее. )

2) Можно ли использовать кондиционер как средство очистки воздуха в помещении?

(О т в е т. Нет. Поскольку кондиционер регулирует лишь температуру воздуха,
но не изменяет его химический состав.)

3) Всегда ли полезно использовать освежители воздуха?

(О т в е т. Применять их нужно осторожно, потому что у некоторых людей возможны
аллергические реакции.)

4) С чем связана болезнь «синдром больного здания»?

(О т в е т. С загрязнением воздуха внутри
жилого помещения.)

5) Из каких материалов лучше построить стены своего дома: из дерева, кирпича, бетона или строительных блоков?

(О т в е т. Лучше дерево, бетон,
красный кирпич.)

6) Откуда поступает радон в дом?

(О т в е т. Из грунта (наибольшее количество его содержится в глинистых почвах),
через щели в фундаменте.)

7) Какие токсические вещества содержит домашняя пыль?

(О т в е т. Самые разные, например: мышьяк, свинец, пестициды и канцерогены.)

8) Стены квартир часто сделаны из асбестовых плит. Асбест – канцероген. Какую болезнь вызывает он у человека?

(О т в е т. Рак легких.)

9) Действительно ли и сам человек является причиной загрязнения собственного дома?

(О т в е т. Да, он выделяет во внешнюю среду углекислый газ и аммиак, которые в больших концентрациях ядовиты. Человек может вызвать заражение помещения вирусами, бактериями, паразитами в том случае, если болен.)

10) Охарактеризуйте экологическую обстановку около своего дома, в квартире, на лестничных площадках. Как вы лично можете улучшить эту природную среду?

3 этап «Нефтехимия и другие проблемы экологии»

1) Какой тяжелый металл сбрасывается в почву и воду при производстве нефтепродуктов?

(О т в е т. Свинец.)

2) Каково действие на организм антифриза, стеклоомывателя?

(О т в е т. Все эти жидкости ядовиты.)

3) Какой оксид образуется при сгорании нефтепродуктов, содержащих серу?

(О т в е т. Оксид серы(IV), который служит
причиной возникновения кислотных осадков.)

4) Почему «черное золото» – нефть может принести большую беду человечеству и планете?

(О т в е т. Нефть, попавшая в воду, – бедствие глобального масштаба,
эта беда затрагивает всю экосистему в целом.)

5) Чему обязывает водителя закон «Об охране окружающей среды» РФ?

(О т в е т. Регулировать двигатель на чистоту выхлопа. Недопустимо сливать отработанный антифриз на землю и в канализацию. Смену масла следует производить на станциях технического обслуживания или в условиях, обеспечивающих сбор отработавших нефтепродуктов.)

6) Какое токсическое действие оказывает на организм человека оксид углерода(II)?

(О т в е т. Он соединяется с гемоглобином крови и миоглобином мышц. Он нарушает углеводный обмен, усиливая распад гликогена в печени, нарушая утилизацию глюкозы, повышая уровень сахара в крови, в моче и в спинномозговой жидкости, нарушает обмен фосфора и азота, водно-солевой обмен, изменяет содержание белков плазмы крови, снижает содержание витамина В12, повышает содержание липидов в плазме, что способствует усиленному отложению холестерина на стенках сосудов.)

7) Какими веществами загрязняют воздух автомашины?

(О т в е т. Угарный газ, оксиды серы и азота, альдегиды, углеводороды, аэрозоли свинца,
соединения мышьяка.)

8) Как остановить приближение глобальной экологической катастрофы?

(О т в е т. Устанавливать каталитические нейтрализаторы на городском транспорте, переводить автотранспорт на экологически чистое топливо, разрабатывать присадки к топливам и маслам, предусматривать зеленые насаждения на магистралях, предусмотреть строительство автодорожных тоннелей для уменьшения количества остановок и перекрестков, а также строительство подземных гаражей и стоянок за пределами жилых массивов.)

4 этап «Экология и здоровье человека»

 

1) Каково токсическое действие соединений свинца?

(О т в е т. Сильный яд. Поражает печень, почки. Накапливается в костях.
Угнетает генетический аппарат клетки. Поражает слизистую полости рта, десны.)

2) Какую биологическую роль выполняет серебро в организме человека?

(Ответ: повышает антибактериальную устойчивость

в организме)

3) Почему, даже зная о вреде нитратов и нитритов, люди используют их при производстве сельскохозяйственной продукции и в пищевой отрасли промышленности?

(О т в е т. Нитритные добавки – это способ подкрашивания, консервирования, улучшения вкуса мясопродуктов. Главная цель таких добавок – убить возбудителя ботулизма,
вырабатывающего токсин, смертельный для человека даже в ничтожных дозах.)

4) Почему лучше употреблять консервы в стеклянной таре?

(О т в е т. При хранении банки окисляются и в продукты
поступают свинец и другие оксиды металлов.)

5) Может ли сахар вызвать диабет, кариес зубов, ожирение?

(О т в е т. Вреден не сахар, а то количество, которое мы употребляем. Нужно употреблять больше фруктов, чтобы глюкоза поступала в организм, она необходима для строительства клеток и тканей тела, а продукты с высокой концентрацией именно сахара ограничивать в своем рационе, есть их редко, по праздникам.)

6) Почему фермеры применяют пестициды, если знают, что они вредны для здоровья человека?

(О т в е т. Ядохимикаты используются для борьбы
с вредителями сельскохозяйственных культур.)

Этап 5 «Экологические тесты»

Укажите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Вырубка лесных массивов приводит к:

а) увеличению видового разнообразия птиц;

б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;

в) уменьшению испарения;

г) нарушению кислородного режима.

2. Недостаток питьевой воды вызван в первую очередь:

а) парниковым эффектом;

б) уменьшением объема вод;

в) загрязнением водоемов;

г) засолением почв.

3. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

а) угарного газа;

б) углекислого газа;

в) диоксида азота;

г) оксидов серы.

4. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

а) резких колебаний температуры;

б) канцерогенных веществ;

в) радиоактивного загрязнения;

г) возбудителей заболеваний.

5. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

а) водяные пары;

б) облака;

в) озоновый слой;

г) азот.

6. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

а) желудочно-кишечного тракта;

б) сердечно-сосудистой системы;

в) кожи;

г) органов дыхания.

7. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

а) ртути;

б) свинца;

в) кальция;

г) кобальта.

8. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

а) болезни опорно-двигательной системы;

б) инфекционные болезни;

в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;

г) болезни пищеварительного тракта.

9. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

а) биогенными;

б) пирогенными;

в) канцерогенными;

г) абиогенными.

10. Наибольшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

а) предприятия химической и угольной отраслей промышленности;

б) сельское хозяйство;

в) бытовую деятельность человека;

г) транспортные средства.

11. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет:

а) пластмасса;

б) стекло;

в) металл.

12. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:

а) компостировать;

б) сжечь при специальных условиях;

в) переплавить.

13. Вредные выбросы оказывают влияние:

а) только на те регионы, где появилось загрязнение;

б) только на те регионы, где появилось загрязнение, и близлежащие к ним;

в) не только на те регионы, где произошли вредные выбросы, но, возможно, даже на территории, удаленные от места, где загрязнение появилось.

14. Самая страшная добавка к воде:

а) бытовой мусор;

б) пестициды;

в) минеральные удобрения.

15. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

а) 10 лет;

б) 50 лет;

в) 100 лет и больше.

16. Основа для разработки санитарных норм, а также для решений об открытии или остановке того или иного производства:

а) предельно допустимая концентрация вещества;

б) наличие тяжелых металлов;

в) государственный стандарт качества.

Ответы. 1 – г; 2 – в; 3 – б; 4 – а; 5 – в; 6 – в; 7 – а; 8 – в; 9 – в; 10 – а; 11 – а; 12 – б; 13 – в;
14 – б; 15 – в; 16 – а.

Недостаток питьевой воды вызван в первую очередь — EcoPriroda

Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

а) геологическими процессами;
б) космическими факторами;
в) высокими темпами прогресса;
г) изменением климата.

2. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются:

а) особенности рельефа местности;
б) пищевые ресурсы и болезни;
в) особенности климата;
г) географическое положение страны.

3. Рациональное природопользование подразумевает:

а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
в) добычу и переработку полезных ископаемых;
г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

а) неисчерпаемым природным ресурсам;
б) возобновляемым природным ресурсам;
в) невозобновляемым природным ресурсам;
г) пополняющимся ресурсам.

5. Вырубка лесных массивов приводит к:

а) увеличению видового разнообразия птиц;
б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
в) уменьшению испарения;
г) нарушению кислородного режима.

6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

а) парниковым эффектом;
б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоемов;
г) засолением почв.

7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

а) угарного газа;
б) углекислого газа;
в) диоксида азота;
г) оксидов серы.

8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

а) резких колебаний температуры;
б) канцерогенных веществ;

Тесты по экологии для Олимпиады

ТЕСТ ПО ЭКОЛОГИИ

1. Что понимают под термином «Экология» ?

а) науку о динамическом взаимодействии живых организмов друг с другом и окружающей средой

б) степень загрязненности окружающей среды

в) совокупность наук о живой природе

2. Основным итогом 1-й конференции ООН по охране окружающей среды и развитию считается:

а) констатация существования экологического кризиса

б) принятие стратегии «устойчивого развития» человечества

в) принятие закона об охране окружающей среды

3. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

а) космическими факторами;
б) высокими темпами прогресса;
в) изменением климата.

4. Рациональное природопользование подразумевает:

а) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
б) добычу и переработку полезных ископаемых;
в) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

5. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

а) возобновляемым природным ресурсам;
б) невозобновляемым природным ресурсам;
в) пополняющимся ресурсам.

6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

а) уменьшением объема грунтовых вод;
б) загрязнением водоемов;
в) засолением почв.

7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

а) углекислого газа;
б) диоксида азота;
в) оксидов серы.

8. Приспособленность к среде обитания:

а) является результатом длительного естественного отбора;

б) присуща живым организмам с момента появления их на свет;

в) возникает путем длительных тренировок организма;

9. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

а) канцерогенных веществ;
б) радиоактивного загрязнения;
в) резких колебаний температуры.

10. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

а) сердечно-сосудистой системы;
б) кожи;
в) органов дыхания.

11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

а) свинца;
б) ртути;
в) кобальта.

12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

а) инфекционные болезни;
б) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
в) болезни пищеварительного тракта.

13. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

а) предприятия химической и угольной промышленности;
б) бытовую деятельность человека;
в) транспортные средства.

14. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:

а) биотическими;

б) абиотическими;

в) экологическими;

15. Впервые термин “Экология” употребил:

а) В. Вернадский в 1928 году

б) Э. Геккель в 1866 году

в) Ж. Ламарк в 1802 году

16. Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:

а) хищничеством;

б) симбиозом;

в) паразитизмом

17. Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой:

а) экосистему;

б) биосферу;

в) сообщество;

18. Биосфера – это:

а) всё живое на Земле

б) область распространения живых организмов на Земле

в) вся поверхность Земли и окружающее космическое пространство

19. Изучением взаимоотношений в системе «человеческое общество – природа» занимается: 
а) глобальная экология; 
б) социальная экология; 
в) экология человека; 

20. Изучением механизмов разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса занимается: 
а) социальная экология; 
б) прикладная экология; 
в) промышленная экология

Leave Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *