1. Общие сведения о конструкции бытовых автоматических стиральных машин
1. Общие сведения о конструкции бытовых автоматических стиральных машин
Бытовые автоматические стиральные машины барабанного типа (в дальнейшем — СМА), по своей конструкции четко делятся на два типа: это СМА с фронтальной загрузкой — загрузочный люк у них находится на лицевой панели, и СМА в вертикальной загрузкой — загрузочный люк находится под верхней крышкой. В свою очередь СМА с фронтальной загрузкой существуют в двух вариантах: имеющие гибкую резиновую манжету загрузочного люка и не имеющие такой манжеты. В таких же двух вариантах производятся и СМА с вертикальной загрузкой.
На рис. 1.1 в качестве примера показана СМА без манжеты — бак такой конструкции не соединен манжетой с внешним корпусом, что дало возможность получить меньший уровень шума при работе СМА.
Рис. 1.1. СМА не имеющая манжеты загрузочного люка
Некоторые модели СМА обоих типов оснащены дополнительными устройствами, предназначенными для сушки белья после стирки. Некоторые конструкции таких СМА будут описаны в разделе 10.
Для осуществления процесса стирки и полосканий барабан с бельем вращается реверсивно: чтобы белье при стирке не скручивалось, барабан сначала вращается в одну сторону, затем с таким же числом оборотов в другую. Схема процесса стирки показана на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Схема процесса стирки
Стираемое белье при этом переворачивается, поднимается в верхнюю часть лопастями барабана и падает в моющий раствор. В некоторых моделях СМА для дальнейшего улучшения качества стирки применяют дополнительное орошение белья с помощью отдельного насоса. При этом вода или моющий раствор принудительно разбрызгиваются на белье из форсунок бака (системы — «душ» и «аква-спрей»). Либо применяется система рециркуляции моющего раствора, например, как на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Схема процесса стирки с рециркуляцией моющего раствора с одним насосом
По сути — оба способа практически равноценны. В данной схеме один и тот же сливной насос-помпа работает и на слив, и на рециркуляцию. Между насосом и сливным шлангом установлен электромагнитный клапан, который открывается только при сливе воды. В других похожих конструкциях такого клапана нет, а для рециркуляции применяется отдельная помпа.
Для того чтобы читатель получил начальные сведения о том, что находится внутри корпуса СМА, рассмотрим несколько типов распространенной компоновки основных узлов СМА. Начнем с конструкций СМА с фронтальной загрузкой. Итак, на рис. 1.4 представлены в виде «взрывного» чертежа наиболее крупные составные части СМА. Барабан в данной модели закреплен на суппорте со стальной полуосью. Сам суппорт (его иногда называют «пауком») отлит из силумина. На полуось при сборке устанавливаются уплотняющая манжета-сальник и подшипники — они в свою очередь вставляются в центральную втулку кронштейна, который привинчивается к задней крышке бака. Эта крышка крепится к баку стягивающим хомутом, имеющим V-образный профиль. Подвеска бака выполнена на двух пружинах и имеет снизу два фрикционных демпфера. Позже мы подробно рассмотрим их устройство. Сверху на баке привинчен груз-противовес из бетона. Дополнительный противовес также привинчивается снизу к передней части бака. Ведущий мотор закреплен под баком. Нагревательный элемент — ТЭН — в данном случае расположен в нижней части бака.
Для него проделано специальное установочное отверстие в задней крышке бака. В этой крышке также отштампованы так называемые ребра жесткости в виде углублений по радиусу.
Рис. 1.4. Вариант компоновки СМА с фронтальной загрузкой
Следующая схема на рис. 1.5 практически не отличается от предыдущей, разница лишь в том, что крышка бака крепится спереди и к ней привинчен дополнительный кольцевой противовес.
Рис. 1.5. Еще один вариант компоновки СМА с фронтальной загрузкой
Прежде чем продолжить рассмотрение вариантов компоновки основных узлов, разберемся в устройстве элементов подвески баков СМА. Разделим эти элементы на три основные группы.
Первая — это собственно пружины. Они могут иметь разные диаметры, разное число витков и разное сечение проволоки, из которой они навиты. Вторая группа — пружинные амортизаторы и третья — демпферы. Рассмотрим подробно устройство пружинного амортизатора.
На рис. 1.6 он представлен в разрезе.
Рис. 1.6. Устройство пружинно-поршневого амортизатора
Основные части этого амортизатора: стальной цилиндр с направляющей втулкой из пластика, стальной полированный шток, имеющий в верхней части посадочное место для пластиковых вкладышей и резиновых прокладок, нижним концом шток упирается в поршень (рис. 1.7).
Рис. 1.7. Строение поршня амортизатора
Как работает вся система? При возникновении резких колебаний бака шток амортизатора оказывает давление на поршень внутри цилиндра. Поршень имеет специальную прокладку, пропитанную невысыхающей смазкой, которая также обеспечивает повышенное трение поршня.
Чтобы воздух внутри цилиндра не оказывал существенного сопротивления, в поршне проделаны сквозные отверстия, через которые воздух, при оказании давления на поршень, плавно переходит в верхнюю часть цилиндра. По окончании воздействия возвращения пружина приводит поршень и шток в исходное положение. То же самое происходит и со вторым амортизатором, который расположен на другой стороне основания бака. К баку штоки амортизаторов крепятся с помощью целого набора специальных вкладышей и прокладок из резины.
На рис. 1.8 представлен еще один вариант крепления.
Рис. 1.8. Вариант крепления штока амортизатора к баку СМА
Как видим, вкладыши из пластика имеют сферическую форму. Это необходимо, чтобы шток мог изменять свое положение при раскачиваниях бака, которые неизбежно возникают при вращении барабана с бельем. Цилиндры амортизаторов крепятся к днищу корпуса также через толстые резиновые прокладки или втулки. Внешний вид пружинных амортизаторов показан на рис. 1.9.
Рис. 1.9. Внешний вид пружинно-поршневых амортизаторов
Пример компоновки СМА с двумя пружинными амортизаторами приведен на рис. 1.10.
Рис. 1.10. Компоновка СМА с двумя пружинно-поршневыми амортизаторами
Боковые пружины подвески в данном случае не нужны — их заменяют пружины в цилиндрах, а две небольшие пружины, крепящиеся к верхнему противовесу, только обеспечивают дополнительную центровку бака в вертикальной плоскости. Надо отметить: подобная компоновка применялась в СМА марок «Hotpoint», «General Electric», «Hoover». Основное ее отличие от других в том, что мотор находится не снизу, а крепится к верхней части бака. И крышка, и бак изготовлены из пластика. В центре бака отштамповано посадочное место для подшипников и уплотняющей манжеты-сальника. Нагревательный элемент устанавливается в посадочное отверстие в нижней части крышки бака. Также в этой крышке сделаны дополнительные технологические отверстия для установки термостатов.
В следующем варианте компоновки на рис. 1.11 бак СМА также отштампован из пластика и состоит из двух половинок: передний полубак и задний полубак.
Рис. 1.11. Конструкция пластикового бака из двух частей
В качестве элементов, поглощающих энергию колебаний бака при работе СМА применены две боковые пружины и два демпфера. Подобная схема считается «классической» и представлена на рис. 1.12.
Рис. 1.12. «Классическая» схема подвески бака
Рассмотрим устройство третьей группы — демпферов. Их назначение — такое же, как у амортизаторов, — поглощать энергию колебаний бака СМА. Демпферы не содержат возвратных пружин, поэтому их применяют в различных сочетаниях с пружинами подвески. На рис. 1.13 показано внутреннее устройство демпфера.
Рис. 1.13. Устройство демпфера с фрикционной прокладкой
Он состоит из стального цилиндра и поршня с фрикционной прокладкой. И цилиндр и поршень имеют на концах специальные втулки с резиновыми прокладками. Посредством этих втулок осуществляется крепление демпфера к баку и к днищу корпуса СМА. Фрикционная прокладка сделана из пористого полимера и также пропитана невысыхающей смазкой. Чтобы воздух в цилиндрах не оказывал влияния на работу демпфера, в корпусе поршня сделаны сквозные отверстия. Следующий (рис. 1.14) тип демпфера похож на предыдущий, отличие только в том, что он имеет две фрикционные прокладки, также пропитанные невысыхающей смазкой. Количество фрикционных прокладок может быть и большим — все зависит от конструкции демпфера.
Рис. 1.14. Фрикционный демпфер с двумя прокладками
Некоторые типы демпферов показаны на рис. 1.15.
Рис. 1.15. а) Внешний вид фрикционных демпферов,
б) Места расположения прокладок
Как правило, на корпусах амортизаторов и демпферов указана величина усилия сопротивления. Она составляет от 100 до 150 Н (1 Ньютон = 1 кгс). Конструкции демпферов могут быть как разборные (в этом случае легко заменить вышедшие из строя прокладки), так и неразборные — с завальцованными краями.
Отличия в компоновке узлов СМА с вертикальной загрузкой обусловлены необходимостью наличия загрузочного люка как в самом барабане, так и в баке, к тому же барабан должен иметь два узла вращения. Для примера рассмотрим еще два варианта компоновки СМА с вертикальной загрузкой. В первом, на рис. 1.16, схема подвески ничем не отличается от «классической».
Рис. 1.16. Основные детали СМА с вертикальной загрузкой
Бак подвешен на двух пружинах, а в качестве амортизирующих элементов применены демпферы со специальными вкладышами, которые показаны на рис. 1. 17.
Рис. 1.17. Прессованные демпферы-вкладыши
Эти вкладыши спрессованы из материала, обладающего высоким коэффициентом трения, — они зажаты в кронштейнах, которые через резиновые прокладки крепятся либо к днищу корпуса СМА, либо непосредственно к баку. На рис. 1.18 показаны два варианта таких демпферов.
Рис. 1.18. (а, б) Внешний вид демпферов с прессованными вкладышами
Представим еще один интересный вариант компоновки СМА с вертикальной загрузкой на рис. 1.19.
Рис. 1.19. Компоновка СМА вертикальной загрузки
Бак этой конструкции отштампован из пластика и состоит из двух половин: в верхней сделали загрузочный люк, а в нижней крепятся узлы вращения барабана, нагревательный элемент (ТЭН). Также на нижней половинке отштампованы кронштейн для четырех пружин подвески, двух демпферов и мотора. Отличительная особенность такой компоновки в том, что сливной насос-помпа крепится прямо к нижнему полубаку без каких-либо резиновых патрубков, как в остальных конструкциях.
Еще раз обратим внимание: все комбинации и сочетания пружин подвески противовесов, амортизаторов и демпферов должны обеспечивать отсутствие вибрации при работе СМА. Однако существуют конструкции СМА, в которых нет ни противовесов, ни амортизаторов как таковых. Об этом исключении мы и расскажем на примере оригинального устройства автобалансировки барабана в СМА «Evronova EV351». Эта модель не имеет ни пружин, ни демпферов. На рис. 1.20 представлено устройство узла автобалансировки. Этот узел смонтирован в нижней части бака.
Рис. 1.20. Система автобалансировки
«Ноу-хау» этой системы составляет обычная на вид резиновая присоска. Только в центр этой присоски вставлен небольшой цилиндр, спрессованный из пористого материала. При возникновении поперечных колебаний бака маятник с грузиком начинает раскачиваться, и, когда амплитуда колебаний достигнет критического максимума, площадка на верхнем конце маятника нажмет на присоску и одновременно сработает микровыключатель, который переведет режим работы ведущего мотора (переключит его обмотки) в режим раскладки белья. Обороты вращения при этом немного больше, чем при стирке, но намного меньше при отжиме, что позволит белью более-менее равномерно разложиться по внутренней поверхности барабана. Затем воздух под присоску будет медленно всасываться через пористый цилиндр и заново произойдет раскладка белья в барабане. Порог срабатывания системы регулируется перемещением грузика по оси маятника и регулируемым винтом микровыключателя. Дополнительную устойчивость этой СМА придают также колеса-эксцентрики, закрепленные на днище корпуса.
Перечислять варианты компоновки основных узлов СМА можно еще очень долго, но с самыми распространенными мы познакомились, а все остальные могут представлять собой лишь вариации перечисленных, например, как на рис. 1.21, так как каждая фирма-изготовитель непрерывно модернизирует конструкции СМА и соответственно своим разработкам применяет различные сочетания элементов подвески, материалы для изготовления противовесов — бетон или чугун, материалы для изготовления баков — нержавейка, эмалированный металл или пластик (карборан) и других узлов.
Рис. 1.21. Распространенные варианты подвески баков о СМА
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Как выбрать стиральную машину и не прогадать
На что обращать внимание в первую очередь
Тип и размер машины
Отправной точкой является место, где будет установлена стиральная машина. Именно оно определяет тип и габариты подходящей вам модели.
Стиральные машины бывают двух типов:
- С фронтальной загрузкой (крышка люка находится на лицевой стороне).
- С вертикальной загрузкой (крышка находится сверху).
Фронтальные машины, в отличие от вертикальных, довольно сильно различаются размерами:
- Стандартные: высота 85–90 см, глубина 45–60 см, ширина 60 см.
- Узкие: глубина меньше 45 см.
- Компактные: все параметры меньше стандартных.
Стандартные модели хороши для относительно просторных комнат, потому что занимают больше всего места. Компактные и узкие подходят для установки в небольших помещениях, под столешницей или раковиной. Однако у них есть слабая сторона: они могут быстрее ломаться.
Все элементы внутри узких машинок упакованы достаточно плотно. По данным «Стиррем-Сервис», это ускоряет их износ, срок эксплуатации уменьшается.
Сергей Лутков, мастер по ремонту стиральных и посудомоечных машин компании «Стиррем-Сервис»
Модели с вертикальной загрузкой обычно несильно разнятся габаритами и в некоторых случаях могут быть единственно возможным вариантом.
Вертикальная загрузка удобна, если в помещении, где планируется устанавливать технику, мало места для открытия бокового люка или если в открытом виде крышка будет мешать.
Михаил Просвирнин, руководитель департамента «Дом и забота о себе» компании «М.Видео»
Объём загрузки
Второй важный параметр, влияющий на выбор машинки, — это нужный вам объём загрузки. Он напрямую связан с количеством людей, которые будут пользоваться устройством.
Существуют примерные расчёты, согласно которым:
- Для 1–2 человек достаточно машины с загрузкой 4 кг.
- Для 3–5 человек — 6 кг.
- Для более чем 5 человек — 8–9 кг.
Если у вас есть маленькие дети или вы планируете их завести, выбирайте модели с максимальной загрузкой. Стирать придётся много.
Не надо думать, что максимальный объём загрузки всегда лучшее решение.
Во-первых, чем вместительнее машина, тем она крупнее, а значит, занимает больше места. Во-вторых, если вы будете стирать по две вещи в модели, рассчитанной на 8 кг белья, расход воды будет довольно внушительным. Так что выбирайте объём, исходя из своих реальных нужд.
Функциональность
Современные модели оснащены базовыми режимами (стирка при разных температурах, полоскание, отжим). Вам же остаётся определиться, какие из дополнительных функций вам нужны, а какие будут только лишней тратой денег.
Защита от протечек. Это страховка на случай, если что-то повредится в подводке или в самой стиральной машине.
Специальные режимы. Они помогут сэкономить деньги на химчистке. К ним относятся программы для стирки детской и спортивной одежды, обуви, подушек. Бывают также режимы для выведения пятен или для быстрой стирки.
Режим бережной стирки. Для него характерны использование большего объёма воды, низкая температура стирки и сниженные обороты при отжиме. Режим подходит для деликатных тканей и пригодится обладателям гардероба, требующего особого ухода.
Тихая стирка. Модели, в которых предусмотрена эта функция, оснащены инверторным мотором или прямым приводом, поэтому шумят они заметно меньше обычных.
Такие стиральные машины можно смело использовать ночью, когда действуют сниженные тарифы на электроэнергию, да и днём они будут меньше отвлекать.
Михаил Просвирнин, руководитель департамента «Дом и забота о себе» компании «М.Видео»
Стирка с паром. Подходит для любого материала, в том числе шёлка, пуха, шерсти. Она помогает избавиться от въевшегося запаха.
Сушка. Экономит время и пространство, так как бельё после стирки не нужно развешивать, но очень заметно сказывается на стоимости машины.
На что ещё обращать внимание
Тип управления
Управление машиной может быть:
- Механическим, когда все параметры стирки задаются вручную с помощью кнопок и поворотных переключателей. Такое управление бывает у старых или недорогих моделей с базовым набором функций.
- Электронным, когда пользователь выбирает режим, а машина автоматически настраивает параметры стирки. Оно распространено среди моделей средней и высшей ценовой категории.
Машинками с электронным управлением удобнее пользоваться, но ломаются они чаще, чем их более простые аналоги.
У машин с механическим управлением механизм подвижных частей устроен очень просто, поэтому они служат на 50–60% дольше, чем электроника. К тому же там банально меньше деталей, поэтому и вероятность поломок меньше.
Сергей Лутков, мастер по ремонту стиральных и посудомоечных машин компании «Стиррем-Сервис»
Классы стирки, отжима, энергопотребления
С помощью классов можно определить, насколько хорошо машина стирает, отжимает и как много расходует электроэнергии. Обозначаются они латинскими буквами от A (высший класс) до G (низший).
Казалось бы, это очень полезная информация, но на деле как раз она оказывается самой бессмысленной: характеристики у большей части машинок идентичны.
Качество отжима и уровень потребления электроэнергии сейчас схожи у большинства моделей. Если речь идёт об ассортименте крупных брендов, львиная доля товаров соответствует классу А, А+.
Михаил Просвирнин, руководитель департамента «Дом и забота о себе» компании «М.Видео»
Конечно, в процессе выбора стоит убедиться, что по всем параметрам техника принадлежит к высокому классу. Но не надо принимать решение, основываясь исключительно на этом пункте.
Какие стиральные машины более шумные и подвижные
Шумность машины в первую очередь зависит от материала бака. Он изготавливается либо из пластика, либо из нержавеющей стали. Последний вариант более прочный и надёжный, но и более шумный. Также громкость машины может зависеть от мотора.
Выбирайте модели с функцией «Тихая стирка» или попробуйте снизить уровень шума за счёт прямого привода и системы регулировки скорости.
Некоторые машины могут прыгать или перемещаться в процессе работы. Это напрямую связано с их габаритами: чем они скромнее, тем неустойчивее машина.
Что делать? Обязательно устанавливайте машинку на твёрдом полу и выравнивайте её по уровню с помощью регулируемых ножек.
Как защититься от поломок
Вся бытовая техника рано или поздно ломается, и стиральные машины не исключение. Самые частые проблемы, с которыми сталкиваются владельцы, таковы:
- Выходит из строя ТЭН.
- Сгорает модуль управления.
- Рвётся или соскакивает ремень электропривода.
- Ломается двигатель.
- Изнашиваются подшипники барабана.
- Образуется отверстие в баке.
- Изнашиваются амортизаторы.
- Ломается пластиковая ручка люка.
- Выходит из строя помпа.
Несмотря на то, что большинство поломок связано с неграмотной установкой и эксплуатацией, обезопасить себя вы можете ещё на стадии покупки.
Допустим, если выберете машину, модуль управления которой залит воском и полностью герметичен: в этом случае влага точно не попадёт внутрь, а значит, уменьшится вероятность поломки. Или обратите внимание на модели с баками из нержавеющей стали: баки из пластика больше склонны к повреждениям.
Другой момент связан с неправильным выбором и эксплуатацией. Например, когда человек покупает машину на 5 кг, но при каждой стирке загружает 6 кг белья. В подобных случаях вероятность поломки возрастает.
Ещё одна ошибка — устанавливать максимальные обороты во время отжима.
Мы не рекомендуем пользоваться этой функцией, так как из-за неё практически на все детали стиральной машины приходится сильная нагрузка и, соответственно, их потенциал исчерпывается намного быстрее. Если человеку очень важно получать сухое бельё после стирки, лучше приобретать стиральную машину с сушкой.
Сергей Лутков, мастер по ремонту стиральных и посудомоечных машин компании «Стиррем-Сервис»
Как обезопасить себя при покупке
Обязательно осмотрите стиральную машину. Убедитесь, что на корпусе нет вмятин и царапин: они могут свидетельствовать о проблемах при транспортировке. Проверьте комплектность, протестируйте, как открывается дверца и выдвигается ящик для стирального порошка.
Подключение машинки лучше доверить специалистам сервисного центра.
В случае выявления неполадок при установке мастер выпишет акт, на основании которого магазин заменит товар. Если же вы обнаружите недостатки во время самостоятельного подключения, придётся доказывать продавцу, что они не являются результатом ваших неправильных действий.
Читайте также 🧐
Устройство стиральной машины | Срочный ремонт бытовой техники
Пользователей, совершенно не интересует, как устроена стиральная машина – выполняет свои функции, ну и ладно. Ситуация кардинально меняется, когда ваша белоснежная (как правило) помощница начинает себя неадекватно вести. При чем, как показала долгая практика нашего сервисного центра, вопросом «а что же там внутри?» задаются преимущественно мужчины, в то время, как заказчицам женщинам интересен лишь результат ремонта, желательно успешный. Но мы не будем углубляться во взаимоотношения полов в разрезе стиральных машин, а попытаемся вам предъявить разрез самой стиральной машины в картинках, дабы, когда вас посетит наш сервис-инженер , вы не только уверенно оперировали техническими терминами и знаниями как работает «эта деталька», но и знали, как она выглядит и какие функции она выполняет.
Типичная стиральная машина в разрезе:
Профиль: | Анфас: |
Успели рассмотреть? А теперь – за пояснениями:
ТЭН – это нагревательный элемент, которым обычно тычут перед носом, пугая женщин, грозные мастера из одной известной рекламы. Они действительно довольно часто выходят из строя, но далеко не всегда причиной поломки является накипь. Кстати, от мощности ТЭНа частично зависит количество потребляемой энергии стиральной машиной при стирке, но об этом подробней в статье о классах энергопотребления.
БАК – они изготавливаются из разных материалов: эмалированные, из нержавеющей стали пластиковые. Первые два, безусловно, надежней, но у них есть минус – при стирке они издают гораздо более громкие звуки, нежели пластиковые. Кстати, через дырочки, находящиеся в баке очень часто «просачиваются» посторонние предметы, мешающие стиральной машине жить долго без ремонта, так что, лишний раз напоминаем: перед стиркой проверяйте все карманы в одежде на наличие всякого мелкого, и не очень, содержимого.
СЛИВНОЙ НАСОС – он нужен для того, чтоб откачиваться воду во время стирки, отжима и прочего. Как правило, он первым страдает от попадания посторонних предметов внутрь стиральной машины.
ФИЛЬТР – практически все современные стиральные машины оснащены специальным фильтром, в который в идеале должны попадать все те же, пресловутые монетки, симки и прочее. Но, как вы могли уже догадаться, так случается далеко не всегда. Кстати, фильтр время от времени неплохо было б очищать.
ПРОТИВОВЕСЫ – нужны для того, чтоб машина была тяжелая, и, следовательно, под тяжестью противовесов не пыталась повторить подвиг «спутника» на космодроме Байконур.
ДВИГАТЕЛЬ – в этом случае что-либо объяснять не имеет смысла. Даже первоклашка знает, что такое двигатель и зачем он нужен.
Вид снизу:
Сбоку и спереди мы все рассмотрели, а теперь еще посмотрим уже не на схематический рисунок, а на фотографию. И что же означают эти загадочные красные цифры? А вот что:
1. Бак
2. Мотор
3. Сливной насос
4. Резиновый патрубок
5. Крепежный хомут
6. Сливной шланг
На минутку отвлечемся и выйдем из святая святых стиральной машины и обратим свой взгляд наружу: там находится один из важнейших узлов – ПРОГРАММАТОР. Это с помощью него мы выбираем, какой вид стирки нужен для определенного типа белья. Мы его показываем, потому что он тоже, бывает ломается:
И, напоследок, конечно же, хотим упомянуть о мозговом центре стиральной машины – МОДУЛЬНОЙ ПЛАТЕ. На фото выше вы ее не видели, потому что она находится под верхней крышкой стиральной машины. Она решает, когда ей запустить стирку, когда – отжим, а когда нагреть воду. Она собирает информацию со всех датчиков в стиральной машине, она им и отдает команды. Вот, наша умница во всей ее красе:
Теперь вы знаете, зачем нужна та или иная деталь, и что она делает, а главное – как она выглядит и как называется. Разумеется, здесь рассмотрены не все внутренности стиральной машины, ибо, если перечислять их и давать пояснение для каждой, то страница может «распухнуть» до невиданных размеров, но это основные детали стиральной машины, о которых важно и нужно знать.
Стиральные машины. Виды и типы. Плюсы и минусы. Особенности
Электрическое устройство для стирки одежды и белья называется стиральной машиной. Такие помощники в бытовых условиях появились еще в 19 веке. Первую стиральную машину изобрел американец Блэкстоун. Современные стиральные машины уже совершенно не похожи на первые образцы таких устройств, и не являются роскошью, как это было раньше. Сейчас этот электрический помощник для хозяйки является предметом первой необходимости.
Чтобы сделать правильный выбор при покупке такого устройства в магазине, и знать, на что обратить внимание, необходимо рассмотреть существующие виды стиральных машин, их особенности конструкции и принцип работы.
Типы
В торговой сети имеется три вида стиральных машин:
- Автоматические.
- Полуавтоматические.
- Ультразвуковые.
Наиболее распространенными из них стали стиральные машины автоматического действия.
Автоматические стиральные машины
Машины автоматы оснащаются программным управлением и имеют множество различных функций. Самые простые модификации способны стирать по определенной программе, а более сложные машины могут автоматически определить нужный объем воды, настроить температуру, скорость отжима белья, а также засыпать необходимую порцию стирального порошка.
У таких машин рабочим механизмом является барабан, который сложнее, по сравнению с активатором, о котором будет рассказано позже, Барабан более чувствителен к повреждениям. Но преимуществом машинок-автоматов является экономия воды и порошка, а также аккуратное воздействие на белье во время стирки, и два вида загрузки – вертикальную и фронтальную.
Полуавтоматические стиральные машины
У полуавтоматических машин нет дополнительных управляющих элементов, кроме таймера. Их рабочим механизмом является активатор. Он представляет собой вертикальную емкость, снабженную электрическим приводом для вращения специального диска. Он крутит в емкости белье и перемешивает его. При этом пены получается немного, поэтому можно применять средство для ручной стирки. Активаторные полуавтоматические машины во времена Советского Союза стояли практически в каждом доме, так как они имели небольшую стоимость, в отличие от машинок-автоматов.
Сегодня производители также еще выпускают некоторые модели активаторных стиральных машин. У многих наверняка еще есть всем известные машинки «Малютка» или «Лилия». Эти модели имеют преимущество в небольшом весе. Их можно легко перенести в любое место, или закрепить на ванной во время стирки. Их не нужно подключать к канализации или водопроводу, поэтому они наиболее подходят для людей, часто переезжающих на разные места жительства.
Объем для загрузки белья в разных моделях бывает различным – 1,5-7 кг. Полуавтоматические стиралки работают без всяких программ, их быстродействие небольшое. Функция нагревания воды в машинках-полуавтоматах отсутствует, сливной шланг необходимо направлять в ванну или унитаз, поэтому такой вид стиральных машин является наиболее подходящим для использования на даче или в загородном доме.
Ультразвуковые стиральные машины
Такие миниатюрные устройства производители с самого начала предлагали вместо массажеров. Затем их немного модернизировали и стали называть ультразвуковыми машинками для стирки белья. Многие люди уже поняли, что не стоит считать всерьез такие устройства полноценными стиральными машинами, так как эффект от них такой же, как при простом замачивании белья со стиральным порошком.
Теперь рассмотрим автоматические машины для стирки белья с различными видами загрузки.
Фронтальная загрузка
Такой вид закладки белья удобен в работе, стоимость машин с фронтальной загрузкой значительно ниже, так же как и стоимость их ремонта, по сравнению с вертикальными моделями.
Такие модели стиральных машин удобны в пользовании и неприхотливы в работе. Приобретение и ремонт таких машин обойдется значительно дешевле, по сравнению с вертикальными моделями, ввиду их более простой конструкции. Фронтально расположенный прозрачный люк дает возможность наблюдения за процессом стирки. Если вы случайно положили в стирку вместе с одеждой ценные документы, то в окне люка можно это увидеть и вовремя остановить стирку.
Загрузочный люк оснащен уплотнительной манжетой для обеспечения герметичности. Некоторые люди говорят, что эта манжета быстро рвется, однако при аккуратном использовании машины такое происходит очень редко. Рабочий барабан зафиксирован на одной оси, в отличие от вертикальных моделей, у которых он имеет две оси. Но такая конструкция не снижает надежность и прочность рабочего механизма, а упрощает ее ремонт и обслуживание.
Такая стиральная машина подходит для малогабаритного жилья, так как верхняя часть корпуса может использоваться в коридоре или ванной в качестве тумбочки. Со стиралкой вертикального типа такое использование не получается.
Вертикальная загрузка
По конструкции такие стиралки значительно сложнее, по сравнению с фронтальными, поэтому их приобретение обойдется дороже. Барабан, закрепленный на двух осях, имеет уже два подшипника, вместо одного, как в фронтальной конструкции. Но это усложнение не придает больших достоинств этой модели, а даже в некоторой степени создает сложности. Например, очень сложно выполнить соосность барабана, так как его необходимо балансировать для уравновешивания двух частей. Не все изготовители способны выполнить это условие, и часто бывает, что стиральная машина сильно трясется во время стирки.
При эксплуатации вертикальных машин створки барабана во время стирки могут случайно раскрыться, что приведет к серьезным поломкам и дорогому ремонту. Это чаще всего случается на дешевых китайских изделиях. К достоинствам вертикальных моделей можно отнести вспомогательную функцию дополнительной загрузки белья в процессе стирки, не изменяя программы. Также можно удалить из машины лишнее белье. Более компактный корпус дает вертикальным машинам еще одно преимущество, по сравнению с фронтальными моделями.
При выборе типа стиралки не стоит поддаваться маркетинговым уловкам продавцов в том, что вертикальные барабаны являются более прочными устройствами, по сравнению с фронтальными. Это не всегда находит подтверждение на практике, и надежность стиральной машины обычно не зависит от вида загрузки.
Габаритные параметры
Чтобы выбрать правильный размер стиралки, необходимо определиться с помещением для ее установки, а также с весом белья, которое вы намерены чаще всего загружать для стирки.
Размеры фронтальных машин
Такие модели имеют обычно ширину 60 см и высоту 90 см. Однако существует несколько компактных изделий, дающих возможность их установки в разные труднодоступные места, например, под раковину. Но чаще всего наибольший допустимый вес загружаемого белья компактных машин не более 3,5 кг. В зависимости от габаритов стиральные машины делятся на несколько видов.
Размеры вертикальных машин
Практически все модели вертикальных моделей стиралок не отличаются между собой по габаритным размерам, и имеют высоту 85 см, глубину 60 см и ширину 45 см. Поэтому выбор определенной модели необходимо делать по планируемой загрузке белья и опираться на свои вкусовые предпочтения. По основным видам функций автоматические стиральные машины по типу загрузки аналогичны.
Объем барабана
После выбора основных параметров – места расположения и типа загрузки, необходимо ознакомиться с остальными характеристиками изделий, путем их сравнения. Важной характеристикой является вместительность барабана. Этот параметр у разных моделей может составлять 3-7 кг. Если ваша семья состоит из 3-4 человек, то из практики известно, что за одну стирку придется постирать около 5 кг белья. Поэтому из таких расчетов и следует выбирать вместительность барабана.
В паспортах на стиральные машины обычно указывают вместительность барабана из расчета на ткани из хлопка. Однако масса тканей из разных материалов значительно отличается. Например, пять маек из хлопка весят примерно, как один свитер из шерсти. Поэтому материал изготовления одежды и белья следует учитывать.
При стирке следует учитывать такой параметр, как наименьший допустимый вес загружаемого белья, чаще всего это 1-1,5 кг. От этой характеристики также зависит срок службы изделия. Если положить в стиралку пару носков или одну рубашку, то барабан будет загружен неравномерно. При стирке появится большая вибрация, что негативно влияет на подшипники барабана. Поэтому сегодня основные виды стиральных машин снабжены дополнительной функцией, не допускающей отжим, если вес белья меньше допустимого.
Стиральные машины с большей вместительностью барабана являются более выгодным приобретением, если подсчитывать экономию денег. Но не всегда для таких габаритов найдется место в квартире, поэтому при выборе необходимо принимать компромиссное решение, и выбирать что-то среднее между компактностью и объемом барабана. Компактная стиралка проще разместится даже в небольшой квартире, но быстро постирать белье для большой семьи в ней не получится. Для этого придется делать несколько партий для стирки, и тратить для этого больше электричества, воды и стирального порошка. Вывод один – дешевле стирать на большой машине.
Эффективность работы
Стиральные машины классифицируются по стирке, отжиму и экономии энергии. Все эти параметры оцениваются по стандартизированной шкале. На каждом изделии имеется наклейка, на которой отображается класс стирки, отжима и потребления энергии, а также другие параметры.
Латинские буквы означают оценку машины в баллах, и расшифровываются следующим образом:
- А – 5.
- В – 4+.
- С – 4.
- D – 4-.
- Е – 3.
- F – 2.
- G – 1.
Остальные обозначения:
- Вид (1).
- Изготовитель (2).
- Марка (3).
- Класс потребления энергии (4).
- Расход электроэнергии киловатт в час (5).
- Класс энергоэффективности (6).
- Класс отжима (7).
- Наибольшие допустимые обороты барабана (8).
- Вместимость барабана (9).
- Расход воды (10).
- Шум при стирке (11).
- Шум при отжиме (12).