Основные виды поддонов, пластиковые, деревянные, картонные
Характеристики деревянных поддонов:
Плюсы применения:
Распространенность. Общепринятые виды поддонов, при использовании во время транспортировки груза ни у кого не возникает никаких вопросов.
Стоимость. Деревянный паллет обладает идеальным соотношением цена – качество, в связи с чем, доля рынка его применения составляет 95%.
Ремонт. В случае любой деформации или поломки произвести ремонт не составляет никакого труда. В каждом городе есть мастерские способные отремонтировать, купить и продать деревянную тару.
Продажа. Развитый вторичный рынок. Продажа бу паллет поставлена на поток, и сбыть их можно в любом крупном городе.
Минусы применения:
Срок эксплуатации. Через два использования изделие переходит в разряд первого сорта, через 5 – 10 погрузок — в негодность.
Характеристики пластиковых поддонов:
Плюсы использования:
Экономичность. Цена пластикового паллета зачастую превышает стоимость деревянного в 8 – 10 раз, однако срок его эксплуатации при должном обращении превышает 3 года или 70 погрузочных циклов. При этом поддон не требует термообработку.
Стойкость к воздействию. Допускаются к применению в пищевой отрасли, т.к. не впитывают в себя запахи, жиры, кислоты и пр. Легкие в мойке и термообработке. Диапазон температур использования от -40 до +70 градусов.
Штабелирование. Компактное размещение пустой тары на складе или при транспортировке.
Стойкость параметров. Параметры не зависят от влажности и погодных условий, размеры всегда остаются неизменными в любых условиях.
Минусы использования:
Цена. Стоимость такого паллета гораздо выше деревянного, что нецелесообразно при кратковременном использовании.
Невозможность ремонта. В случае механических дефектов поддон приходит в негодность без возможности ремонта.
Характеристики картонных поддонов:
Плюсы использования:
Экономичность. Стоимость картонного поддона в 2-3 раза меньше деревянного, при тех же технических характеристиках. Идеально подходит для продажи товара вместе с поддоном (одноразовое использование).
Обработка. Ввиду одноразовости не требуется термическая обработка и маркировка.
Прочность. Данный вид поддона выдерживает нагрузку до 2 тонн и ничем не уступает по прочности деревянному. Масса изделия в 2 раза легче деревянного аналога и вирируется в диапазоне 2 – 10 кг.
Минусы использования:
Зависимость от погодных условий. При повышенной влажности поддон теряет свои технические характеристики.
Одноразовость. Использовать повторно данный вид поддонов не рекомендуется.
Характеристики стальных поддонов:
Положительные качества:
Срок эксплуатации. Благодаря жесткой металлической конструкции срок эксплуатации данного паллета практически бесконечен. Целесообразно использовать данный поддон в пределах складах или производствах.
Грузоподъемность. Грузоподъемность практически не ограничена. Связано это с фиксированным объемом вмещаемым поддоном, сложно найти такой груз, вес которого будет более 5 т.
Условия эксплуатации. Температурные границы использования не имеют значения. Поддон не впитывает запахи, жидкости, растворители и пр., легко моется и обрабатывается. Габариты при любых условиях остаются неизменными.
Отрицательные качества:
Большой вес. Железный поддон на 20 – 60% тяжелей деревянного вида. Высокая себестоимость. Стоимость железного поддона в 8 – 12 раз выше стоимости стандартного.
Отсутствие рынка сбыта. Если деревянные поддоны легко продать на вторичном рынке, то с железными найти покупателя крайне сложно ввиду малой распространенности данной тары.
Виды и типы поддонов
Технология укладки товаров на поддоны (паллеты) и перемещения их с помощью — ИРЧ оборудованной вилочным захватом погрузочной техники стала использоваться и распространяться после Второй мировой войны. Со временем она приобрела огромную популярность, охватив практически все страны и отрасли экономики. И сегодня, несмотря на простоту конструкции, поддоны продолжают быть основой самых современных и технически совершенных систем обработки материалов и способны на большее, чем всего лишь нести на себе грузы.
Работник любого склада или магазина имеет дело с этими изделиями или, во всяком случае, хотя бы видит их практически каждый день. Однако поддон для него это, как правило, всего лишь небольшая платформа, обычно изготовленная из древесины, облегчающая движение и хранение унифицированных по форме и габаритам товаров. Вместе с тем правильное применение этих изделий позволяет обеспечить сохранность размещенной на них продукции.
Подавляющее большинство паллет изготавливают из деревянных компонентов очень простой формы, соединенных металлическим крепежом. Деревья растут в большинстве регионов мира, потому древесина получила наиболее широкое распространение для изготовления поддонов. Она достаточно прочна и относительно недорога: цена типового деревянного поддона в Европе и России составляет примерно 5 евро, в Соединенных Штатах — около $9. Кроме того, деревянные поддоны можно очень быстро собрать (на автоматизированных линиях или вручную) или отремонтировать, а дерево легко обрабатывается и позволяет изготовить изделия всевозможных форм и конструкций для разных отраслей промышленности.
Каким же критериям должен соответствовать поддон, чтобы обеспечить надежную защиту помещенной на нем продукции? Деревянные поддоны, которые транспортируют товары между странами, должны быть простерилизованы или специально обработаны, чтобы гарантировать отсутствие болезней в древесине или живущих в ней и переносящих болезни вредителей. И те и другие способны нанести огромный вред как самим товарам, так и природе региона, куда попадает инфицированная паллета.
В связи с большой вероятностью попадания вредных организмов, личинок и микробов с поддонов на продовольственные товары, секретариатом Международной Конвенции по защите (карантину) растений продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) в марте 2002 г. был разработан и принят стандарт по санитарным и фитосанитарным мерам ISPM 15 «Руководство по регулированию древесных упаковочных материалов в международной торговле». Этот документ регламентирует фитосанитарные меры, необходимые для снижения риска «интродукции и/ или распространения карантинных вредных организмов, переносимых с древесными упаковочными материалами (включая крепежную древесину), изготовленными из необработанной хвойной и лиственной древесины и использующимися в международной торговле». Согласно требованиям стандарта ISPM 15, древесные упаковочные и крепежные материалы должны быть освобождены от коры, вредителей древесины и их «ходов», а также подлежат обеззараживанию. Стандартом ISPM 15 предусмотрены такие меры обеззараживания, как камерная сушка, тепловая обработка или фумигация древесных упаковочных материалов бромистым метилом. Сейчас в большинстве стран наиболее широко используют технологии тепловой обработки древесины и камерной сушки, соответствующие указанным режимам. Метод фумигации бромистым метилом используется редко, а в ряде стран даже запрещен.
Обработанные паллеты помечаются специальной маркировкой-клеймом согласно нормам конвенции IPPC (International Plant Protection Convention), которая показывает соответствие изделий требованиям фитосанитарных инструкций.
Для изготовления поддонов используется множество различных видов древесины. Классифицировать их по прочности — изготовленные из мягких или твердых пород дерева — сложно и даже небезопасно, поскольку эти определения до-статочно относительные. И для производителя, и для покупателя гораздо важнее доступность того или иного сорта дерева (сосна, дуб, береза, и т. д.), которая определяет стоимость готовых изделий и сравнительные характеристики их прочности. Для соединения деталей чаще всего используют стальные скобы или гвозди. Они позволяют надежно скреплять деревянные элементы поддона, но надо иметь в виду, что качество крепежа может меняться в очень широких пределах. Например, использование гвоздей с кольцевой нарезкой вместо обычных значительно повышает прочность, надежность и ресурс поддона, не слишком увеличивая его цену, а следовательно, помогает предохранить грузы от повреждения.
Среди деревянных поддонов чаще встречаются изделия одной из двух основных категорий — стрингерные или продольные (от stringer — продольная балка) и блочные. Оба типа изделий объединяет наличие верхней площадки, на которой размещается груз, обычно она представляет собой ряд набитых досок; различие заключается в конструкции несущей рамы, которая ее поддерживает. Поддоны с одинаковым количеством досок сверху и снизу в основании называют обратимыми, поскольку их можно использовать с любой стороны.
В качестве несущих элементов в стрингерном поддоне, который также называют бакалейным, с нижней планкой (паллетой GMA в США или СРС в Канаде) используют две или более расположенные перпендикулярно к поверхности верхней площадки балки, которые и определяют длину поддона. Большинство стрингерных поддонов имеет три такие балки: по одной с каждой длинной стороны и одну посередине. Стрингер-поддоны — двусторонние, т. е. позволяют вводить вилы погрузочного средства с двух противоположных сторон. Многие из них имеют вырезы в продольных опорных балках, чтобы обеспечить частичный ввод вил со всех четырех сторон. С широкой стороны продольную паллету можно брать вилами низкого профиля, которые имеют ручные гидравлические тележки с малой высотой подъема, с помощью штабелеров с выдвижной мачтой или с расширенными опорными консолями, а также противовесными погрузчиками. Этот тип паллет распространен в Северной Америке, Африке и Азии.
Основу блочных поддонов составляют бобышки (blocks) — кубики из древесины. Большинство паллет этого типа имеет девять бобышек: по одной в каждом углу и посередине каждой стороны, а одну — в центре поддона. Наибольшую популярность получила открытая, или европаллета, широко распространенная в Европе (за исключением Великобритании). Несущая часть открытой паллеты состоит из трех параллельных нижних и трех верхних несущих продольных балок, между которыми установлены бобышки. Эта конструкция позволяет брать поддон со всех четырех сторон, причем практически любым напольным транспортным средством.
Еще один тип блочной паллеты, который называется паллетой GKN и используется в Великобритании, имеет балки, закрепленные по всему нижнему периметру и в центре. Такой поддон также можно брать вилами с любой стороны и любым видом напольного транспорта, кроме моделей с опорными вилами.
Закрытые блочные паллеты популярны в странах Африки и Азии. Их можно брать вилами только с двух сторон. Такие паллеты обрабатываются практически всеми видами напольного транспорта, кроме штабелеров с опорными консолями.
Паллеты могут иметь деревянные или пластиковые борта, что удобно для хранения неупакованной продукции, например овощей, фруктов и т. п.
В то время как традиционные деревянные поддоны доминируют на рынке, их изготавливают и из других материалов. Наиболее распространены пластмасса, металл, картон и специализированная древесина.
Пластмасса. Это самый популярный альтернативный материал для изготовления поддонов. Точные параметры пластмассовых поддонов меняются в зависимости от типа смолы, из которой их изготавливают, технологии и дизайна. Вообще же, пластмассовые поддоны легче и долговечней деревянных. Так, по данным фирмы «Наис», если в среднем количество циклов использования деревянных поддонов составляет 3, то для пластиковых оно равно 30. Технология пластмассового литья позволяет получить однородные по размеру, форме и массе изделия, более пригодные для использования в автоматизированных системах обработки и хранения грузов, чем деревянные.
Пластмасса имеет и множество других преимуществ. Ее считают более гигиеничной и соответствующей санитарным нормам, чем древесина: она не поглощает воду, легко отмывается, ее можно подвергать пароструйной обработке и чистке. Это делает пластмассовые поддоны приоритетными для транспортировки продовольствия и напитков. Внешний вид пластиковых поддонов не идет ни в какое сравнение с деревянными паллетами, особенно полежавшими под дождем. Кроме того, к пластику в отличие от древесины не предъявляют фитосанитарных требований при международной транспортировке, поэтому пластмассовые поддоны выбирают для поставок на экспорт. А в некоторые страны (Австралия, Новая Зеландия и ряд других) деревянным поддонам въезд и вовсе запрещен.
Конструкция пластиковых поддонов позволяет их хранить, вкладывая один в другой: штабель из них примерно в 5 раз компактнее штабеля деревянных паллет. Масса таких поддонов (около 10 кг) также примерно в 3 раза меньше, при том что статические нагрузки, которые выдерживают пластик и дерево, примерно одинаковые — около 5 т. При необходимости несущая способность пластиковых паллет может быть увеличена до 10 т за счет добавления в конструкцию дополнительных, усиливающих ее элементов. Ремонтопригодность их также выше: небольшие повреждения в пластмассовых поддонах можно быстро запаять, не ухудшая механических свойств и внешнего вида.
Существующие технологии литья позволяют выполнять из пластмассы изделия, которые невозможно сделать из дерева. В частности, выпускаются специализированные виды пластиковых поддонов для размещения четырех бочек, крупногабаритных грузов ит. п., которые не имеют аналогов среди деревянных поддонов. Компании, производящие и продающие поддоны, часто предлагают обменять старые и сломанные пластмассовые изделия на новые европаллеты.
Главный «минус» большинства пластмассовых поддонов, сдерживающий их распространение, — более высокая стоимость. В России пластиковые европоддоны, как правило, продают по цене от 20 евро и выше, хотя есть предприятия, которые изготавливают более дешевые, но менее долговечные варианты из вторичного сырья. Большинство компаний, которые вкладывают средства в пластмассовые поддоны с длительным жизненным циклом, планируют, что будут использовать их снова и снова, а потому должны создавать эффективную систему управления их движением и оборотом — только в этом случае такие инвестиции будут оправданны.
Металл. Для изготовления таких поддонов используют алюминий и сталь. Алюминиевые изделия намного легче, чем стальные, зато с более длительным сроком службы, хоть и дороже. Они больше соответствуют санитарным нормам, чем древесина. Благодаря высокой прочности металлические поддоны применяют исключительно для тяжелых грузов. Алюминиевые поддоны также используют на металлургических предприятиях, при высоких температурах окружающей среды, где древесина возгорается, а пластмасса плавится.
Из металла также изготавливают так называемые роликовые контейнеры, или паллеты. Они представляют собой конструкцию обычно стандартного размера (европаллета 600×800 мм) с боковыми ограждениями и роликами, на которых могут перемещаться. Такие контейнеры не штабелируются. На ровных полах их можно передвигать вручную или специальной техникой, в частности электротягачами, которые могут транспортировать целый состав роликовых поддонов. Порожний контейнер легко складывать и транспортировать. Подобные контейнеры часто используют при транспортировке и дистрибуции повседневных товаров, доставке комплектующих к технологическим линиям.
Рифленый картон. Поддоны из него часто используют при экспорте товаров. Они легкие, не подпадают под ограничения фитосанитарных инструкций, и почти все страны имеют предприятия по их утилизации. Небольшая масса делает их особенно привлекательными для авиаперевозок.
Самый явный недостаток картонных поддонов — высокая восприимчивость к влаге, активно впитывая которую они быстро теряют форму и способность выдерживать нагрузку. Кроме того, они недостаточно прочны, чтобы нести тяже-лые грузы или использоваться в системах длительного хранения и обработки. Создание более прочных поддонов из картона в принципе возможно, но это значительно увеличит их стоимость.
Композиционные материалы. Традиционные поддоны сделаны из древесины, но этот материал можно использовать не в виде цельных кусков, а в составе композита — смеси деревянных волокон с пластмассой. Сформованные из нее изделия по внешнему виду очень напоминают пластмассовые. Композитные компоненты точно так же могут изготавливаться по технологии экструзии, как и пластмассовые, а соединяются в одно целое тем же способом, что и деревянный поддон.
Наиболее часто встречаются паллеты со сплошным верхним основанием, выполненным из композита на основе древесины или простой фанеры. Поскольку такие поддоны имеют высокую прочность и стойкость к внешним механическим воздействиям, их удобно использовать в автоматизированных системах транспортировки и хранения грузов. Но конечно же стоимость таких изделий очень высока, поэтому обычно они употребляются в замкнутых тех-нологических циклах.
Что же случается с поддоном после того, как клиент получит груз от поставщика?
В некоторых случаях приемщик просто выбрасывает поддон, так же как и другие использованные упаковочные материалы. Однако в развитых странах эта практика все больше уходит в прошлое, поскольку в борьбе за повышение рентабельности предприятия стремятся более рационально и экономно использовать свои ресурсы. На Западе многие компании, принимающие пакетированные грузы, имеют контракты с предприятиями, которые занимаются рециклированием (восстановлением) или утилизацией деревянных поддонов. Когда они накапливают у себя достаточное количество ненужных паллет, их забирают и ремонтируют для последующей перепродажи. Поддоны, совсем непригодные для повторного использования, могут быть утилизированы, например измельчены для по-следующей переработки.
Существуют и другие схемы оборота поддонов. Некоторые крупные поставщики продукции вкладывают капитал в изделия с длительным сроком хранения, которые предназначены для повторного использования в замкнутой цепи по-ставок. Эти поставщики имеют соответствующие договоренности со своими клиентами о возврате поддонов. Другие изготовители вообще не покупают поддоны, а арендуют их у специализированных компаний (например, в США это фирмы CHEP и iGPS). Они заключают контракты с клиентами, согласно которым те обязаны возвратить пустые под-доны предприятию-арендодателю. После этого арендодатель восстанавливает поддоны по мере необходимости и вновь сдает их другим клиентам. Во многих странах созданы также специальные ассоциации по обмену паллетами. Состоящие в них организации отправляют ненужные поддоны другим для повторного использования.
К сожалению, в России большинство этих схем пока не работает. Частый ремонт деревянных поддонов и вывод их из оборота заставляет предприятия иметь увеличенное приблизительно на 20% сверх необходимого количество этих изделий, на что, естественно, требуются дополнительные складские площади. В результате растут расходы на аренду, нужны дополнительные затраты на покупку материалов для ремонта и зарплату осуществляющим его рабочим.
Основные моменты при выборе поддонов
Зачастую довольно простые и доступные вещи могут быть выгодной идеей для бизнеса. Например, деревянные поддоны, которые используются для транспортировки и хранения разнообразных групп товаров.
Подставки прямоугольной или квадратной формы носят название паллеты. Дерево — наиболее распространенный материал для их изготовления.
С точки зрения их перемещения можно использовать любой вид транспорта. Однако здесь можно столкнуться с рядом сложностей: тара может сломаться или рассыпаться на составные части. Вследствие этого вы можете понести потери или убытки из-за испорченного товара.
Особенность маркировки паллет
Особое внимание следует уделить маркировке тары. При ее отсутствии, можно утверждать, что поддоны были в обращении исключительно на внутреннем рынке одной страны: они не были использованы для транспортировок товаров на экспорт. Если паллеты имеют следы маркировки другой страны, необходимо выяснить область их применения. Однозначно можно сказать, что они не применялись для транспортировки или складирования опасных отравляющих веществ, в ином случае стояла бы определенная маркировка. Следовательно, паллеты экологически безопасны.
Какая маркировка может быть указана на поддонах?
Одним из вероятных вариантов маркировки является IPPC Логотип. Его отсутствие свидетельствует, что паллеты предназначены для конкретной цели (например, хранение и перевозка удобрений). Но в то же время из них нельзя изготавливать мебель и что-то иное, они обработаны химикатами.
Коды обработки поддонов из дерева различны. HT свидетельствует о термообработке, а также о том, что тара не опасна для здоровья человека; MB — об обработке бромистым метилом. Паллеты HT делают в Канаде или США. Они проходят тепловую обработку в целях борьбы с вредителями. HT поддоны не вредны для здоровья. MB тару не рекомендуется использовать, можно навредить своему здоровью и здоровью близких.
Выбор поддонов
Выбирая тару из дерева, требуется узнать является ли она новой или ранее уже использовалась. Выделяют марки EPAL и EUR.
Если запланировано использовать паллеты для реализации каких-либо проектов (например, предполагается, что они могут быть разобраны и применены в строительных целях), необходимо остановить выбор на марке EPAL. Это древесина грубой обработки и абсолютно безопасная — идеальный вариант для одноразовых проектов.
Допустимо ли использовать цветные поддоны? Срок, в течение которого они могут быть использованы, до 5 лет. Есть исключения, когда срок применения составляет 10 лет. Как правило, речь идет о деревянной таре, принадлежащей крупным компаниям. Цветные поддоны подвергаются обработке формальдегидом, поэтому использовать их необходимо строго в соответствии с прямым назначением.
Одной из важнейших характеристик, на которые следует обратить внимание при их выборе, — надежность. При их непосредственной покупке или при предварительном заказе следует узнать вес, который они смогут выдержать. Немаловажное значение имеет и стоимость тары. При выборе следует остановиться на средней ценовой категории: не слишком дорогой, но и не дешевой.
Основные факторы выбора поддонов
При отсутствии единых стандартов, предъявляемых к таре, следует учитывать следующие характеристики:
- Устойчивость к нагрузкам.
В зависимости от количества нагрузок, которые может выдержать поддон, выделяют виды:
- стандартной конфигурации. Отличаются особой прочностью, способны одновременно выдержать значительное количество нагрузок;
- стрингерной конфигурации. Менее устойчивы к нагрузкам, но гораздо легче и дешевле.
- Выносливость.
Эта характеристика особо важна, если транспортная тара приобретается для длительной эксплуатации. Критерий «выносливость» необходимо учитывать, если предполагается пребывание товара в пути длительное время или вероятны экстремальные перегрузки.
- Прочность (жесткость) поддонов.
Они должны иметь определенную прочность, чтобы выдерживать вес транспортируемого груза, и достаточный запас гибкости для амортизации при перевозке. Оптимальный вариант подбирается при соотношении таких показателей, как: специфика груза и условия его использования.
- Функциональное назначение.
Паллеты должны гарантировать безопасность груза от различных воздействий (механических, термических и т.д.) и его сохранность при транспортировке. Требуется выяснить насколько пригоден поддон из дерева для выбранного способа перевозки. Согласно евростандарту по фитосанитарной обработке (ISPM 15) предъявляются особые критерии к деревянной таре, доставляемой на территорию государств, утвердивших данные требования.
- Стоимость.
Существенную роль при подборе тары для транспортировки играет цена. Новые деревянные поддоны стоят гораздо больше, чем ранее использовавшиеся.
Основной характеристикой при выборе может быть цена, если другие параметры идентичны. Выбирая подходящий вариант, необходимо с особой скрупулёзностью проанализировать товары, представленные на региональном рынке.
- Размеры поддона.
С учетом параметров перевозимых грузов, требований контрагентов следует подобрать поддоны соответствующих размеров. Выделяют три группы тары по габаритам:
1) 1200 на 800;
2) 1200 на 1000;
3) 1200 на 1200.
Особой популярностью пользуются первые две группы. Существуют и другие размеры: 1140 на 1140, 1050 на 800 или 1300 на 1100, но их количество ограничено.
- Наличие клейма.
Немаловажным критерием является наличие клейм EUR. Отсутствие данного клейма с большой вероятностью может повлечь за собой снижение стоимости приобретаемой тары (важно, если вы приобретаете ее впервые, или если это требование руководства или клиента).
Что такое поддон и для чего он нужен — описание видов поддонов
Поддон является современной разновидностью транспортной тары. Он предназначен для хранения груза и его перемещения посредством механических средств. Конструктивно он представляет собой плоскую прямоугольную подставку под груз с жесткой площадкой для формирования крупной грузовой единицы. Товары, размещенные на поддоне, могут притягиваться к нему ремнями или жесткими крепежными лентами, также их оборачивают различными пленками. В конструкции паллет имеются специальные выемки, которые необходимы для того, чтобы вилочный погрузчик или любое другое подъемное оборудование могло его захватить. Также у поддонов имеются выступы, за которые можно крепить стропы – это позволяет перемещать грузы в подвешенном состоянии по воздуху.
Именно для этого и нужны поддоны – чтобы формировать крупные грузовые единицы, ведь перевозить товары в мелкой таре или россыпью неудобно и непрактично. Это увеличит время погрузочных работ и усложнит задачу фиксирования груза во время транспортировки.
Разумеется, использование поддонов имеет свои недостатки. Паллеты придется закупать, возвращать на место новой погрузки или утилизировать, они добавляют грузу дополнительный, пусть и незначительный, вес, а также занимают полезное грузовое пространство. Однако данные минусы несравнимы с плюсами.
Итак, в чем же выгода использования поддонов?
- Оперативность погрузочно-разгрузочных работ – все грузы удобно упакованы, а потому погрузчик быстро справится с тем, чтобы разгрузить все товары.
- Экономия – если вы перевозите товары без поддонов, то для погрузки и загрузки используете слишком большое количество погрузчиков и их операторов. Если же товары закреплены на паллете, число подъемного оборудования и рабочих значительно снижается.
- Защита – при надежной обвязке груз гарантированно не деформируется во время транспортировки.
В некоторых случаях использование паллет является строго обязательным, например, если речь идет о генеральных грузах во время морских перевозок – они обязаны формироваться в укрупненные грузовые единицы.
Подводя итоги, поддоны – это современный и максимально практичный способ обеспечить безопасность вашего груза в любых видах грузоперевозок. И компания «Паллетбай» предлагает выгодные цены на качественные и надежные паллеты.
OOO «Паллетбай» является непосредственным производителем поддонов и всегда просчитывает возможность максимального сокращения расходов клиента (скидки оптовым покупателям, возможность изготовления из менее дорогостоящего сырья и т.д.). Однако, несмотря на это, основным критерием для нас является качество произведенной тары.
Какие бывают и для чего используются деревянные поддоны?
Современная торговля немыслима без частого перемещения товаров. При этом возникает проблема сохранности грузов и снижения транспортных потерь. Ее решению способствует применение унифицированных поддонов и стандартизация складских операций. Эти меры обеспечивают эргономичное проведение погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки изделий. Поддоны или паллеты – это оптимальная многооборотная тара для складирования, перевозки и хранения продукции. С их помощью перевозят партии мелких товаров, а также крупногабаритные и тяжелые грузы.
Классификация
Поддоны классифицируют в зависимости от материала изготовления, конструкции, целевого назначения, кратности использования. Наиболее распространенными являются недорогие паллеты из древесины. Они экологичны, обладают несложной формой. Изготовление деревянных поддонов проводится в соответствии с ГОСТ 9078– 84. По конструктивным особенностям и выполняемым функциям их подразделяют следующим образом:
- плоские общего назначения;
- специализированные;
- ящичные;
- стоечные.
Конструкция каждой разновидности разработана с учетом предстоящего способа погрузки. Она обязана допускать двухсторонний захват с применением различных вилочных приспособлений, канатов или строп. Рассмотрим особенности каждого из этих видов.
Плоские поддоны
Плоские конструкции производятся с одинарным или двойным настилом. На их поверхности находятся бруски, служащие дополнительными опорными элементами. В зависимости от количества настилов изделия подразделяются на одно- и двухнастильные.
Стандартные габариты однонастильных паллет составляют 80х120 см и 100х120 см. Классическими размерами двухнастильных конструкций являются 120х160 см и 120х180 см. В обоих случаях высота редко превышает 18 см.
При транспортировке нестандартных грузов плоские поддоны изготавливают по чертежам, разработанным на основании пожеланий заказчика.
Специализированные паллеты
Поддоны такого типа обычно производятся по индивидуальному заказу для разового использования. Специализированные паллеты выполняют из различных материалов. Деревянные конструкции обладают определенными достоинствами, благодаря которым древесину используют чаще. Это доступная стоимость, возможность перевозки грузов разного вида, доступность неоднократного использования. При выборе габаритов и конструкции специализированных поддонов учитывают специфику перевозимых грузов.
Ящичные конструкции
Ящичные паллеты используют, когда товар нуждается в повышенной защите. Их применяют преимущественно для складирования и перевозки сыпучих и мелких штучных грузов. Конструкция таких поддонов отличается наличием стенок, которые предотвращают Классификация деревянных поддоноввыпадение содержимого или его сдавливание. Они могут изготавливаться цельными, сетчатыми, решетчатыми, закрепленными либо складными. Иногда к таким поддонам прикрепляют крышки. Они не только обеспечивают дополнительную защиту груза, но и помогают устанавливать пломбы на нем. Ящичные поддоны с неразборными стенками часто используют на автоматизированных складах. Такая деревянная тара в СПб изготавливается из хвойной древесины.
Стоечные поддоны
Стоечные конструкции являются незаменимыми в тех случаях, когда предстоит транспортировка нестандартных грузов или товаров сложной конфигурации. Их применяют также для перевозки хрупких предметов или изделий в легко повреждаемой таре.
Паллеты такого вида отличаются наличием стоек по углам плоского прямоугольного поддона. При их транспортировке в верхней части этих изделий устанавливают специальные перекладины. Они помогают создать более прочную обвязку. Иногда стойки делают съемными, что помогает удалять их в случае необходимости.
Классификация деревянных поддонов по различным критериям
Поддон (паллет) — плоская тара для складирования и перемещения изделий, значительных по весу. Может быть деревянным, пластмассовым, металлическим. Для надежного закрепления товаров при перемещении возможно применение стяжных жгутов. Это также позволит избежать порчи изделий. Для этих целей используется специальная пленка.
Когда необходимо перемещение по воздуху (к примеру, с помощью крана) можно воспользоваться выступами для фиксации груза, которыми оснащена тара.
Благодаря широкому ассортименту поддонов на рынке, можно подобрать наиболее приемлемый вариант крупным и немногочисленным фирмам. Более подробно остановимся на классификации поддонов и их всевозможных видах.
Конструкция поддонов
Исходя из строения различают плоскую упаковку, тару из стоек или ящиков.
Плоские могут быть из одного настила, стоящего на полозья (ножках), или с двойным настилом (соединяют рабочие плоскости, создают пространство под подвод вил лежни или шашки). Высота опорно-соединительных элементов от 78 мм. Подлежит изменению, но лишь в незначительном диапазоне, которого хватит, чтобы установить держатель спецтехники.
Данные поддоны компакты и имеют широкую область применения. Могут использоваться для продукции, имеющей индивидуальную упаковку: мешки, коробки, тюки, ящики, барабаны, пакеты, бочки и т.п. На практике ведется работа и с товарами без упаковки, которые возможно разместить на плоском поддоне в несколько ярусов (листовой материал). С точки зрения качества, безопасности и надежности штабелирования в большое количество рядов наиболее целесообразно применять 2 вида паллетов — тару из стоек или ящиков.
Поддоны из стоек — плоские конструкции, снабженные постоянными (съемными) ограничителями по углам. Данные опоры не позволяют смещаться грузу на настиле по горизонтали и являются препятствием при вероятной потере.
Стоечная тара позволяет обеспечить целостность загруженной продукции по вертикали, не позволяя находящемуся выше поддону при укладке в ярусы сжимать или оказывать давление на него. Это рациональный подход при погрузочно-логистических операциях с ассортиментом нестандартных товаров, воздействие на которые может нарушить их внешний вид и характеристики.
Поддоны из ящиков. Имеют широкое применение и мультифункциональны. Предназначены для упакованных и неупакованных грузов, деталей малых размеров, продукции в индивидуальной таре. Отличительная черта — имеющиеся по вертикали надстройки по 3 — 4 сторонам поддона, которые можно зафиксировать либо демонтировать. Стенки цельные, из решеток или сеток. Конструкцию возможно снабдить крышкой.
Взаимодействие со спецтехникой
Классификация деревянных поддонов согласно количеству их грузозахвата подъемными машинами:
- двухзаходная тара может захватываться исключительно с противоположных сторон вилами погрузчика;
- паллеты, захватываемые вилами подъемных машин с 4 сторон (четырехзаходочные паллеты). Данное преимущество позволяет обезопасить товар, выполняя погрузочные и разгрузочные работы, если тару есть возможность подхватить подъемником из любого положения.
Деревянная упаковка исходя их варианта погрузки бывает:
- простая — лишь под вилы погрузчика;
- специальная (универсальная). Имеют выступы и пазы на настиле, благодаря которым для погрузочно-логистических операций можно привлекать спецтехнику и конструкции (через стопы, тельферы и иные устройства).
Размер поддонов
Исходя из габаритов деревянные паллеты делят на:
- Усиленные. Длина и ширина около 120 см. Способен выдержать груз в 2,5 т.
- Типовые. Поддоны стандартных размеров, изготовлены согласно ГОСТу (длина может быть 80 или 100 см, ширина — 120 см). Максимальная грузоподъемность — 1 т.
- Европаллеты. Имеют типовые габариты для стран Евросоюза (длина — 80 см, ширина — 120 см, а высота — 14,5 см). Годятся для значительного числа грузовых автомобилей, производимых в Европе. Используются для международных перевозок. Высококачественные, способны выдержать груз около 2 т. Все европаллеты — многоразовые.
- Паллет FIN стандарта. Включается в себя 2 настила. При изготовлении используют доски толщиной 2 — 2,5 см (вверху — 7 досок, внизу — 3). Габариты — 100 см * 120 см * 14,5 см. Рассчитан на изделия, которые не превышают 2,5 т.
Количество использований
По числу применений тара бывает:
- Одноразовые. Применяются однократно, их не нужно реализовывать или производить обмен. Распространены в сферах, которые не предполагают возврат деревянной тары по ряду оснований. Доступные по цене, габариты обговариваются с изготовителем заблаговременно.
- Многоразовые. Допускается многократное использование, в связи с этим их цены выше одноразовых паллетов. Могут быть отремонтированы в случае необходимости.
Покупайте паллеты у нас
Наша компания продает новую и б/у тару. Чтобы купить деревянный поддон по приемлемой цене, следует обратиться в «Арт Паллет». Сотрудники предоставят вам подробные консультации, расскажут о стандартах качества и о том, какие разновидности поддонов из дерева можно приобрести в пределах Москвы.
ООО «Арт Паллет» самостоятельно изготавливает паллеты, обрабатывает новую и б/у тару исключительно по санитарно-техническим требованиям. Мы не реализуем в большом количестве европоддоны б/у, при условии их несоответствия стандартам качества.
Деятельность нашей компании основана на взаимовыгодном сотрудничестве со своими контрагентами!
производство, виды и стоимость европаллет
История использования и производства деревянных поддонов для перевоза грузов начинается в начале XX века в США. Первоначально паллеты использовали для перевозки грузов в вагонах поездов, от чего их габариты были сопряжены с габаритами вагонов. Сегодня этот размер паллет считается стандартным, хотя сами поддоны стали использовать не только при железнодорожных перевозках.
В России популярностью пользуются поддоны размерами 120х80 и 120х100 см, основанные на европейских железнодорожных стандартах. Размер и тип паллет зависит от параметров перевозимого груза: массы, размера и его других характеристик.
Масштабы производства и виды деревянных поддонов
В США ежегодно на изготовление деревянных поддонов уходит 14 млн м3 древесины. За последние десять лет на западном рынке появилось несколько десятков новых видов поддонов. Связано это с тем, что для каждой задачи и предприятия стали изготавливать отдельный вид поддонов. К примеру, существуют такие виды:
- для химического сырья;
- для пивных бочек;
- с «ушами» и «без ушей».
В России такая практика не ведётся, и современный отечественный рынок насчитывает всего десять стандартов поддонов.
Конструкция
Вне зависимости от размеров поддонов, их конструкция примерно одинаковая: нижние доски («лыжи»), установленные на деревянные кубики, и поперечные доски, на которые монтируется настил. Кубики оставляют пространство для вил погрузочной техники. А на настил укладывается груз.
Доски настила и их число зависят от габаритов груза, однако это не влияет на общую конструкцию. Она предусмотрена таким образом, чтобы погрузчик мог захватить поддон со всех сторон.
В зависимости от типа груза и его размеров, приобретаются поддоны разных габаритов и толщиной настила и несущих досок, высотой кубиков. Поддоны большей грузоподъёмности требуют большего количества древесины, а потому и их стоимость намного больше, чем у обычных.
Совет: для придания большей жёсткости деревянному паллету можно сделать нижнюю обвязку по её периметру.
Производство
Для производства поддонов сегодня используют как автоматические, так и полуавтоматические линии. Из-за высокой стоимости физического труда и для снижения нагрузки на работников в Европе чаще всего используют автоматические линии.
В России физический труд обходится дешевле автоматизированного производства, поэтому не редка ситуация, когда на заводах поддоны собираются рабочими и сколачиваются вручную. Естественно, качество поддона при ручной сборке гораздо ниже, чем при автоматическом изготовлении.
Факт: поддоны, собранные автоматически, легко отличить от ручного труда по забитым гвоздям. При ручном труде шляпка гвоздя остаётся заподлицо с поверхностью доски, а при автоматическом производстве – она утапливается. К слову, именно автоматический вариант соответствует с нормами ГОСТ.
Для производства паллет используются навивные гвозди (ещё называются ершоны). По конструкции они напоминают что-то среднее между саморезом и гвоздем: имеется особая шляпка, большая толщина и специальные насечки. Последнее сделано для того, чтобы крепёжные элементы держались прочнее на доске.
Благодаря этому, деревянные поддоны не разваливаются при грубом использовании, что важно, поскольку на производстве их часто роняют и толкают. Обычные строительные гвозди при таком обращении попросту бы вылетели из конструкции.
Четыре способа производства
Существует четыре основных способа изготовления поддонов:
- Первый. Наиболее простой и дешёвый. Представляет собой следующую технологию: из кругляка делается деловой лес и отправляется по назначению. В итоге остаётся 25-30% отходов, требующих утилизации. И, как раз, самый простой способ – это создание паллет. Делается это с помощью молотков и гвоздей, поэтому цена такого деревянного поддона невысокая, но и качество не соответствует требованиям многих предприятий.
- Второй. Ручное производство при помощи пневматических инструментов. При данной технологии поддоны также собираются вручную, однако вместо обычных молотков используются пневматические. Это позволяет ускорить производство и немного повысить качество изделий. Стоимость деревянного поддона, изготовленного посредством пневмомолотка немного выше, чем при первом варианте. Из минусов можно отметить низкое качество из-за плохого соблюдения размеров и человеческий фактор, который может привести к некачественной сборке продукта, а в следствии – к повреждению груза при перевозке.
- Третий. В-основном применяется в странах Европы. Представляет собой использование станков полуавтоматического типа. Действуют они следующим образом: автомат забивает гвозди в доски, которые укладываются в металлические клише. Клише наполняются вручную. С помощью полуавтоматов получаются качественные поддоны со всеми допусками по габаритам.
- Четвертый. Наиболее дорогой и качественный способ – это полностью автоматическая линия производства. Работникам требуется только загрузить деревянные заготовки в машину, а далее она обрабатывает поддон на всех этапах:
- нарезка;
- сколачивание;
- складирование;
- заматывание лентой или плёнкой;
- выкатывание готового поддона на погрузку.
Наиболее производительная автоматическая машина по производству поддонов в России изготавливает более 65 000 паллет ежемесячно. В Европе таких автоматических линий не так много. К примеру, среди 18 производств, недавно посещённых отечественными компаниями, не нашлось ни одного, где бы действовала автоматическая линия. Однако при этом предприятия эффективно работали.
Качество полуфабрикатов
Исходные материалы для производства поддонов требуют внимательного обращения. Доски должны быть тщательно просушены, поэтому поставляются в брикетах, в которых имеется небольшое пространство между досками. Если деревянные заготовки не будут иметь доступа к воздуху и будут влажными, то через неделю они посинеют, что приведёт их к негодности для производства.
Для производства используются хвойные и лиственные породы древесины. Обе породы быстро выцветают, что хоть и не влияет на их качество, но лишает древесину товарного вида. Поэтому для хранения древесины необходимо защитить её от солнечных лучей и дождя.
Стандарты производства деревянных поддонов: ГОСТ 9557 87 и другие
В России при изготовлении поддонов руководствуются двумя основополагающими документами: ГОСТом 9557-87 и ГОСТом 9078-84. При этом последний ГОСТ описывает лишь самое очевидное: поддоны должны быть сделаны из дерева и в соответствии с установленными размерами (120х80 и 120х100 см).
Что касается ГОСТа 9557-87, то он на 95% схож с европейским стандартом UIC 435-2: толщина, допуски, припуски, гвозди, фаски. Единственное отличие – это отсутствие в российских нормах клейм EPALи EUR, т.к. отечественное производство пока не прошло сертификацию. При соблюдении этого ГОСТа получаются аналоги европоддонов, называющиеся БК – то есть без клейма.
Фитосанитарная обработка
На поверхности поддона ставится ещё одно клеймо, которое подтверждает, что поддон прошёл фитосанитарную обработку по стандарту ISPM 15. На поддоне печатается название партии, метод обработки и страна-изготовитель. Европейские поддоны ещё содержат год производства и номер партии.
Фитосанитарная обработка может быть произведена тремя способами:
- Фумигация. Обработка бромистым метилом – это состав, который нейтрализует все бактерии и вредителей. Не очень популярный способ из-за изменения свойств древесины после обработки: на поверхности поддона остаётся небольшое количество состава, что не подходит для хранения продуктов питания на таких поддонах.
- Тепловая обработка. Поддоны длительное время находятся в камере с повышенной температурой, что нейтрализует вредные бактерии. Из минусов можно отметить высокую стоимость оборудования, что мешает наладить массовое производство, и невозможность обеспечения равномерной температуры в камере.
- Камерная сушка. Наиболее распространённый и эффективный метод. Пиломатериалы, использующиеся для поддонов, загружаются в специальную камеру. Затем материалы выдерживаются в ней под действием температуре 600С и более, а также необходимой влажности. Технология полностью автоматизирована: в камере имеются датчики, которые производят замеры температуры и влажности, и при достижении необходимого значения, они автоматически завершают процесс.
При соблюдении указанных требований, поддоны достигают высокого качества и надёжности. Однако в России часто встречаются недобросовестные компании, игнорирующие требования к производству, поэтому выбирая паллеты для складского помещения, необходимо внимательно изучить все сертификационные документы компании-производителя.